МАИ
20 марта 2023, 11:10
Профессор и историк жизни МАИ Павел Афанасьев: "Маевец - это состояние души"
Павел Афанасьев почти всю жизнь тесно связан с Московским авиационным институтом
"Я родился в авиации"
Павел Афанасьев родился в 1934 году в Сталинграде. Его отец был летчиком-истребителем, поэтому детство он провел в авиационных городках. Любовь к небу, можно сказать, передалась по крови.
- Я родился в авиации. Сызмальства знал все самолеты. В авиагородке под Новосибирском, куда в 1946 году перебазировали Сталинградское авиационное училище, была огромная свалка авиационной техники, где мы резвились с мальчишками. Поэтому вуз даже выбирать не нужно было. Только МАИ и все, - рассказал Павел Павлович.
В 1952 году Павел Афанасьев окончил школу с медалью и без экзаменов поступил на самолетный факультет Московского авиационного института. Он оказался в первом в истории вуза наборе на ракетную специальность. Лекции читали легендарные преподаватели МАИ: Николай Аржанников, Георгий Свешников, Глеб Скубачевский и многие другие. Эти ученые повлияли на мировоззрение многих поколений выпускников.
Получить место в общежитии Павел Афанасьев не смог, а в Москве остановиться было не у кого. На первое время нашел квартиру, где ему выделили только отгороженный ширмой уголок. Но его выручил одногруппник, который стал Павлу Павловичу другом на долгие года.
- В один день со мной пришел подавать документы в приемную комиссию Анатолий Евтушенко, тоже медалист. У него был такой забавный чубчик, который он подкручивал пальцем, и куча спортивных значков на груди. Мы сразу стали общаться, - с улыбкой вспомнил маевец.
Анатолий предложил Павлу переехать в дом, который он снимал с другими студентами. Условия были суровые: практически изба, скот, крысы, клопы. Но, по словам маевца, ко всем неудобствам они с друзьями относились легко.
Когда Павла приехала проведать мама, она пришла в ужас и расплакалась. Через папиных знакомых она нашла ему другое жилье недалеко от МАИ. Там произошла невероятная история знакомства с будущей женой Эммой.
- Ее лицо сразу мне показалось знакомым. У меня фантастическая память. Когда я спросил, не виделись ли мы раньше, она лишь отмахнулась, - поделился Павел Афанасьев. - Оказалось, что мы были вместе в пионерском лагере в Кустанае, куда в годы войны эвакуировали Сталинградское авиационное училище. Наши родители даже были знакомы.
Спортивный институт с авиационным уклоном
Общение с Анатолием Евтушенко продолжалось и после переезда. Он был гандболистом и возглавлял маевскую команду. Впоследствии стал тренером сборной СССР, которая под его руководством дважды завоевывала золотые медали Олимпиады.
- МАИ в годы моего студенчества в шутку называли "спортивный институт с авиационным уклоном", потому что маевцы показывали успехи в разных видах спорта, - рассказал Павел Павлович. - Многие выпускники потом стали заслуженными мастерами спорта и даже олимпийскими чемпионами - баскетболистки Лидия Алексеева, Елена Войт, Валентина Капылова, гребец Слава Амирагов, легкоатлет Анатолий Самоцветов.
Также во время учебы Павел Афанасьев подружился с одногруппником Валерием Кубасовым. По его воспоминаниям, летчик-космонавт СССР, дважды герой Советского Союза всегда был скромным и ответственным. Никогда не пропускал встречи выпускников.
- Были очень близки всю жизнь. Перезванивались по нескольку раз в неделю, дружили семьями. Из-за состояния здоровья я не смог попасть к нему на похороны, о чем очень сожалею, - поведал Павел Афанасьев.
Маевец активно участвовал в общественной жизни института. В 1956 году на четвертом курсе его избрали членом комитета комсомола по научной работе студентов. Ответственность была большая, ведь только студентов дневного отделения в институте было порядка 18 тысяч человек.
В комсомольской организации Павел Павлович сошелся с еще одним маевцем-космонавтом Виталием Севастьяновым, который в 1970 году совершил первый в мире многосуточный космический полет.
Павел Афанасьев считает, что маевцы - это особое братство. Они не теряют связь друг с другом и всегда готовы прийти на помощь в трудную минуту, дать совет. С одногруппниками маевец встречался даже спустя десятилетия после выпуска. В 2008 году отметили юбилей окончания - 50 лет.
Профессионалы, влюбленные в свое дело
После защиты диплома и окончания института в 1957 году Павла Павловича отправили работать на ОКБ-2 по распределению. Он прошел путь от помощника мастера до начальника отделения сборочного цеха. О ракетах он всегда говорит с особым восторгом.
На предприятии познакомился с ученым, выдающимся конструктором ракетной техники и выпускником МАИ Петром Грушиным. Павел Павлович считает его своим учителем.
В 1963 году его пригласили преподавать в Московский авиационный институт, где он занимал должности ассистента, старшего преподавателя, доцента. В 1969 году получил заслуженную степень кандидата технических наук, в 1970 - звание доцента, а в 1995 - звание профессора.
Павел Афанасьев читал лекции по курсам "Основы устройства летательных аппаратов", "Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов", "Проектирование и конструкции летательных аппаратов", "Введение в авиационную и ракетно-космическую технику". Это была работа с большим коллективом студентов, преподавателей, научных сотрудников. Команда была не только дружной, но и продуктивной. Четыре учебника были выпущены преподавателями вместе с ведущими специалистами профильных конструкторских бюро: ОКБ имени Яковлева и МКБ "Факел". За один из учебников авторскому коллективу были присуждены государственные премии Российской Федерации.
- Меня окружали настоящие профессионалы, поистине влюбленные в свое дело. После запуска первого искусственного спутника Земли и полета Юрия Гагарина космос в МАИ чувствовались такой подъем и воодушевление, - отметил Павел Афанасьев.
Павел Павлович построил блестящую карьеру, совмещая ее с преподавательской деятельностью. Был первым секретарем Ленинградского РК КПСС города Москвы, первым заместителем председателя Госпрофобра РСФСР, начальником отдела образования, культуры и охраны здоровья в Госплане СССР и заместителем председателя Госкомвуза России.
В 1997 году по состоянию здоровья Павел Павлович оставил государственную службу, но продолжил работу в родном вузе, став советником-консультантом ректората. С этого момента началась его творческая жизнь.
Более 20 книг об истории жизни Московского авиационного института он издал в соавторстве с директором музейно-выставочного комплекса Владиславом Руслановым. Особо значимой стала книга "МАИ. Документы. Цифры. Факты", где изложена история вуза, начиная с 1930 года.
- Сейчас молодежь может найти любую информацию в интернете. Но нам приходилось добывать нужные сведения через личное общение, поднимать архивы, изучать подшивки газеты "Пропеллер". Материала было невероятно много. Перепроверка отнимала много сил, - рассказал Павел Афанасьев. - Я очень горжусь этой работой.
"Маевец - это состояние души"
Павел Афанасьев отметил, что высшей оценкой работы любого вуза являются достижения его выпускников. Все периоды жизни страны маевцы занимают достойное место среди создателей передовой техники.
С 1930 по 2018 год более 250 выпускников занимали должности главных и генеральных конструкторов. Также из стен вуза вышли множество ученых, государственных и общественных деятелей, космонавтов, работников сферы искусства, спортсменов.
Поздравляя родной вуз с 93-летием Павел Павлович подчеркнул, что маевец - это состояние души. Это особая категория людей, которым присущи творчество, смелость, находчивость, сохранение традиций. МАИ всегда отличался своей сплоченностью.
- Будьте достойны звания маевцев. Любите свое дело, будьте нужными, честными, порядочными и уважительно относитесь к людям. Ведь личностный фактор в технической сфере играет огромную роль, - пожелал Павел Афанасьев студентам и сотрудникам МАИ....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали