О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В Казахстане снизят долю госучастия в гражданской авиации и телекоммуникациях

30 марта на площадке СЦК состоялась пресс-конференция Агентства по защите и развитию конкуренции РК (АЗРК)

30 марта на площадке СЦК состоялась пресс-конференция Агентства по защите и развитию конкуренции РК (АЗРК). В ходе нее первый заместитель председателя агентства Рустам Ахметов рассказал о том, какие меры принимаются для усиления конкуренции в различных отраслях, сообщили в пресс-службе ведомства.

Так, говоря о развитии рынка гражданской авиации в Казахстане, Ахметов подчеркнул, что отрасль имеет ряд проблем. И одна из самых главных - государственное участие. По его словам, на казахстанском рынке гражданской авиации осуществляют деятельность три авиакомпании: Air Astana и Fly Arystan с долей рынка более 70%, Qazaq Air - 6% (в которых фонд "Самрук-Казына" владеет пакетами акций), а также авиакомпания SCAT с долей на рынке 24%.

"Qazaq Air сегодня имеет пять воздушных судов со средним возрастом четыре года. "Самрук-Казына", как отметил спикер, выделил авиакомпании для приобретения в собственность еще пяти самолетов около 35 млрд тенге.

В свою очередь, по словам замглавы АЗРК, Fly Arystan, структурное подразделение AirAstana, не является отдельным юридическим лицом.

"Таким образом, этот рынок относится к высококонцентрированному типу рынка, с недостаточно развитой конкуренцией. Присутствие же авиакомпаний с государственным участием приводит к уменьшению состязательности между субъектами рынка, незаинтересованности иностранных авиаперевозчиков и инвесторов. Эти факторы в целом негативно влияют на конкуренцию", - пояснил Ахметов.

Другой важной проблемой, по словам спикера, является отсутствие доступа к инфраструктуре. Например, в структуре стоимости авиабилетов расходы на топливо занимают основную долю. "При этом на сегодняшний день только в аэропорту Астаны присутствует несколько поставщиков авиатоплива ("КазМунайГаз-Аэро", "Тарлан Аэро"). В других аэропортах Казахстана реализация авиатоплива осуществляется исключительно аэропортами. Таким образом, отмечается ограниченность доступа розничных реализаторов авиакеросина к инфраструктуре аэропорта", - подчеркнул замглавы агентства.

Для усиления конкуренции на рынке правительство планирует провести следующие мероприятия:
  • реализация госпакета акций компании Qazaq Air, Air Astana;
  • выделение как отдельного субъекта рынка Fly Arystan до момента приватизации;
  • увеличение сроков действия режима "открытого неба" до 2028 года с принятием соответствующего правового акта МИИР, а также обеспечение данного режима для всех 13 международных аэропортов Казахстана с предоставлением всем иностранным авиакомпаниям государств - членов Международной организации гражданской авиации прав на выполнение пассажирских полетов в аэропорты без ограничения частот с учетом технических возможностей аэропортов;
  • закрепление недискриминационного доступа розничных реализаторов авиатоплива к топливо-заправочным комплексам аэропортов, а также проработка вопросов по строительству альтернативных топливозаправочных комплексов в аэропортах республики.
Отдельно Рустам Ахметов коснулся и сферы сотовой связи. Рынок сотовой связи в Казахстане является дуополистическим, в котором присутствуют всего два субъекта рынка: группа "Казахтелеком" ("Kcell", "Мобайл Телеком-Сервис") с долей 62% и ТОО "Кар-Тел" с долей 38%.

По словам Рустама Ахметова, доля по владению частотами у "Казахтелекома" составляет 82%, у "Кар-Тела" - 18%. Показатели по частотам существенно выросли у "Казахтелекома" по итогам проведенного в конце 2022 года аукциона на частоты для сотовой связи пятого поколения (5G).

"Рынок характеризуется высокой концентрацией рынка (CR-2), преобладающей долей участия государства, отсутствием свободных радиочастот, недискриминационного доступа к РЧС и телекоммуникационной инфраструктуре", - пояснил Ахметов.

Замглавы АЗРК отметил, что помимо преимущественного спектрального ресурса, "Казахтелеком" является владельцем более чем 80% подземной кабельной канализации по всей территории республики, которая относится к сфере естественных монополий.

"Монополизация рынка оператором с государственным участием привела к снижению состязательности за клиента между операторами связи, в результате увеличились жалобы абонентов на изменение цен, на навязывание потребителям невостребованных услуг, ухудшение сервиса по обслуживанию абонентов, а также на качество услуг связи и интернета", - сообщил зампредседателя агентства.

Однако сегодня государственный ресурс практически полностью распределен между действующими сотовыми операторами, в результате вход на рынок сотовой связи для новых компаний закрыт.

Для решения вопросов в правительстве утвердили дорожную карту в сфере телекоммуникации, которая будет работать по двум направлениям.

Снижение доли государства на рынке связи, в том числе:
  • анализ действующего порядка проведения аукционов по распределению радиочастот (с учетом международного опыта), в целях создания условий для снижения концентрации рынка;
  • демонополизация группы компаний "Казахтелеком" путем поэтапной реализации дочерних компаний (операторов сотовой связи);
  • внесение изменений и дополнений в НПА, направленных на снижение государственного участия на рынке связи.
Доступ к инфраструктуре, в том числе:
  • установление компетенции уполномоченного органа в области связи по перераспределению радиочастот (РЧС);
  • внедрение обязательного совместного использования РЧС, инфраструктуры (sharing) для выработки требований к операторам связи в части обеспечения условий доступа новым участникам рынка;
  • анализ существующего порядка присоединения и взаимодействия сетей телекоммуникаций операторов связи и внесение в МЦРИАП предложений по устранению возможных барьеров в НПА;
  • внесение изменений в НПА в части установления компетенции уполномоченного органа в области связи по утверждению конкурсного порядка передачи кабельной канализации, построенной за счет бюджетных средств, и утверждение соответствующих правил.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes-Казахстан». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка