Академия наук авиации и воздухоплавания
17 апреля 2023, 08:48
Заседание Президиума Академии наук авиации и воздухоплавания, посвященного 35 - летию полета самолета Ту-155 с двигателем НК-88, работающим на жидком водороде
14 апреля в ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" в формате "круглого стола" состоялось заседание Президиума Академии наук авиации и воздухоплавания
35 лет назад поднялся в небо российский Ту-155 - первый в мире самолет на водороде. Ровно 35 лет назад прошел не просто очередной полет очередного самолета-лаборатории. Это был шаг человечества в "криогенную авиацию".
Ту-155 совершил свой первый полет 15 апреля 1988 года. Самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель Владимир Андреевич Севанькаев. В состав экипажа входили второй пилот Валерий Викторович Павлов, борт-инженер Анатолий Александрович Криулин, второй борт-инженер Юрий Михайлович Кремлев, ведущий инженер-испытатель Валерий Владимирович Архипов.
Силовая установка самолета могла работать как на жидком водороде, так и на сжиженном природном газе. Всего было выполнено более 100 полетов, из них 5 на жидком водороде, установлено 14 мировых рекордов. Тот первый полет заложил основы создания советской гиперзвуковой и космической авиации, он по праву считается первым в мире полетом на криогенном топливе. Американские специалисты отмечали, что "полеты советского самолета на жидком водороде являются в истории авиации такой же вехой, как и первый орбитальный полет спутника в 1957 году".
В середине 1980-х годов у специалистов ОАО "Туполев" появилась возможность создать самолет, работающий на сжиженном газовом топливе, в частности на водороде. Это почти идеальное экологически чистое топливо выделяет при сгорании в основном воду и незначительное количество оксидов азота. По теплотворной способности водород втрое превосходит традиционный авиационный керосин.
С инициативой создания такого самолета, использующего в качестве топлива жидкий водород, выступил сын Андрея Николаевича Туполева, в то время генеральный конструктор ОКБ Алексей Андреевич Туполев. Эта программа позволяла одновременно кардинально улучшить экологическую обстановку в стране, а также заложить основы создания гиперзвуковой и космической авиации.
На базе пассажирского лайнера Ту-154 туполевцы построили летающую лабораторию Ту-155. Проектировщикам пришлось существенно изменить компоновку самолета и решить целый ряд сложнейших технических задач, поскольку водород взрывоопасен, хранить и транспортировать его можно только в жидком состоянии при очень низких температурах, близких к абсолютному нулю (273 °C ниже нуля). И это представляло очень серьезную проблему.
Правый двигатель самолета заменили модифицированным НК-88, созданным в Самаре в двигателестроительном конструкторском бюро под руководством академика Николая Дмитриевича Кузнецова на базе серийного двигателя для Ту-154 НК-8-2 и работающим на жидководородном топливе. Двигатель мог работать и на сжиженном природном газе. Для подачи водорода вместо привычного насоса установили высоконапорный турбонасосный агрегат наподобие тех, что используются в ракетных двигателях.
В июне 1988 года программа летных испытаний на жидком водороде была выполнена полностью. После этого Ту-155 подвергся доработке для полетов с использованием сжиженного природного газа.
С вступительным словом выступил Президент Академии наук авиации и воздухоплавания Виктор Михайлович Чуйко.
С докладами выступили:
- ведущий инженер самолета Ту-155, члена летного экипажа - Архипов Валерий Владимирович;
- генеральный директор ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" - Козлов Андрей Львович;
- генеральный директор ГНЦ АО "ЛИИ им. М.М. Громова" - Пушкарский Евгений Юрьевич;
- доктор технических наук, профессор., Заслуженный деятель науки РФ, генерал-лейтенант - Кутахов Владимир Павлович;
- генеральный конструктор - директор ОКБ им. А. Люльки Филиала ПАО "ОДК-УМПО", член-корреспондент РАН - Марчуков Евгений Ювенальевич;
- представитель ФАУ "ЦАГИ" - Алексей Иванович Ляшенко;
- начальник отдела РД и криогенной техники ПАО "ОДК - Кузнецов" - Иванов Александр Иванович.
- отечественные научные учреждения, опытные конструкторские бюро и серийные предприятия в период с 70-х по 90-е годы на базе опережающих исследований и инновационных разработок успешно создали и впервые в мире провели наземные и летные испытания пассажирского самолета Ту-155 с двигателем НК-88, работающим на жидком водороде на всех режимах полета самолета;
- была создана наземная криогенная инфраструктура, которая позволила провести многократные заправки самолета Ту-155 жидким водородом, наземные гонки двигателя НК-88 на жидком водороде, а также испытания и техническое обслуживание новых криогенных систем самолета и силовой установки;
- в промышленных предприятиях различных отраслей народного хозяйства СССР были созданы криогенные стенды и экспериментальные установки для проведения испытаний и доводок систем криогенных авиационных силовых установок и самолетных криогенных систем;
- на предприятиях и в научных учреждениях прошли обучение и подготовку специалисты различных инженерных и рабочих профессий в области авиационной криогеники;
- была экспериментально доказана принципиальная возможность безопасной работы с жидким водородом и другими криогенными топливами в реальных условиях наземной и летной эксплуатации пассажирского самолета;
- была разработана и успешно апробирована методология создания и испытаний летательных аппаратов с турбореактивными двигателями на криогенных топливах;
- в последние десятилетия ХХ столетия в Советском Союзе сложились предпосылки к переходу воздушного и других видов транспорта на экологически чистые, неограниченные источники энергии.
Президиум Академии наук авиации и воздухоплавания рекомендует:
- организовать межотраслевую научно-практическую конференцию в 2023 году, посвященную тематике применения водородного и других криогенных топлив на транспорте в Российской Федерации;
- обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть подготовленный при участии экспертов Академии проект программы, "Развитие криогенной авиационной, аэрокосмической и другой транспортной техники" в качестве национальной программы, имеющей первостепенное значение для обеспечения экономической, экологической и военной безопасности России.
- Формирование новых научных направлений в области авиации и воздухоплавания;
- Участие в разработке целевых программ по направлениям в области авиации и воздухоплавания;
- Содействие внедрению в экономику РФ научных достижений Российской Академии Наук;
- Проведение научных конференций, симпозиумов и семинаров по исследуемым проблемам авиации и воздухоплавания;
- Популяризация научных достижений, исторического опыта и современных направлений развития авиации и воздухоплавания.
Авторские права на данный материал принадлежат «Академия наук авиации и воздухоплавания». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали