О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Заседание Президиума Академии наук авиации и воздухоплавания, посвященного 35 - летию полета самолета Ту-155 с двигателем НК-88, работающим на жидком водороде

14 апреля в ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" в формате "круглого стола" состоялось заседание Президиума Академии наук авиации и воздухоплавания

14 апреля в ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" в формате "круглого стола" состоялось заседание Президиума Академии наук авиации и воздухоплавания.

35 лет назад поднялся в небо российский Ту-155 - первый в мире самолет на водороде. Ровно 35 лет назад прошел не просто очередной полет очередного самолета-лаборатории. Это был шаг человечества в "криогенную авиацию".

Ту-155 совершил свой первый полет 15 апреля 1988 года. Самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель Владимир Андреевич Севанькаев. В состав экипажа входили второй пилот Валерий Викторович Павлов, борт-инженер Анатолий Александрович Криулин, второй борт-инженер Юрий Михайлович Кремлев, ведущий инженер-испытатель Валерий Владимирович Архипов.

Силовая установка самолета могла работать как на жидком водороде, так и на сжиженном природном газе. Всего было выполнено более 100 полетов, из них 5 на жидком водороде, установлено 14 мировых рекордов. Тот первый полет заложил основы создания советской гиперзвуковой и космической авиации, он по праву считается первым в мире полетом на криогенном топливе. Американские специалисты отмечали, что "полеты советского самолета на жидком водороде являются в истории авиации такой же вехой, как и первый орбитальный полет спутника в 1957 году".

В середине 1980-х годов у специалистов ОАО "Туполев" появилась возможность создать самолет, работающий на сжиженном газовом топливе, в частности на водороде. Это почти идеальное экологически чистое топливо выделяет при сгорании в основном воду и незначительное количество оксидов азота. По теплотворной способности водород втрое превосходит традиционный авиационный керосин.

С инициативой создания такого самолета, использующего в качестве топлива жидкий водород, выступил сын Андрея Николаевича Туполева, в то время генеральный конструктор ОКБ Алексей Андреевич Туполев. Эта программа позволяла одновременно кардинально улучшить экологическую обстановку в стране, а также заложить основы создания гиперзвуковой и космической авиации.

На базе пассажирского лайнера Ту-154 туполевцы построили летающую лабораторию Ту-155. Проектировщикам пришлось существенно изменить компоновку самолета и решить целый ряд сложнейших технических задач, поскольку водород взрывоопасен, хранить и транспортировать его можно только в жидком состоянии при очень низких температурах, близких к абсолютному нулю (273 °C ниже нуля). И это представляло очень серьезную проблему.

Правый двигатель самолета заменили модифицированным НК-88, созданным в Самаре в двигателестроительном конструкторском бюро под руководством академика Николая Дмитриевича Кузнецова на базе серийного двигателя для Ту-154 НК-8-2 и работающим на жидководородном топливе. Двигатель мог работать и на сжиженном природном газе. Для подачи водорода вместо привычного насоса установили высоконапорный турбонасосный агрегат наподобие тех, что используются в ракетных двигателях.

В июне 1988 года программа летных испытаний на жидком водороде была выполнена полностью. После этого Ту-155 подвергся доработке для полетов с использованием сжиженного природного газа.

С вступительным словом выступил Президент Академии наук авиации и воздухоплавания Виктор Михайлович Чуйко.

С докладами выступили:
  • ведущий инженер самолета Ту-155, члена летного экипажа - Архипов Валерий Владимирович;
  • генеральный директор ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" - Козлов Андрей Львович;
  • генеральный директор ГНЦ АО "ЛИИ им. М.М. Громова" - Пушкарский Евгений Юрьевич;
  • доктор технических наук, профессор., Заслуженный деятель науки РФ, генерал-лейтенант - Кутахов Владимир Павлович;
  • генеральный конструктор - директор ОКБ им. А. Люльки Филиала ПАО "ОДК-УМПО", член-корреспондент РАН - Марчуков Евгений Ювенальевич;
  • представитель ФАУ "ЦАГИ" - Алексей Иванович Ляшенко;
  • начальник отдела РД и криогенной техники ПАО "ОДК - Кузнецов" - Иванов Александр Иванович.
Президиум Академии наук авиации и воздухоплавания, рассмотрев на заседании "круглого стола", проведенного в связи с 35-летием полета самолета Ту-155 с двигателем НК-88, вопросы истории создания и испытаний экспериментального самолета с турбореактивным двигателем, работающим на криогенных топливах, и перспективы развития в России авиации на водородном и других альтернативных топливах, констатирует:
  • отечественные научные учреждения, опытные конструкторские бюро и серийные предприятия в период с 70-х по 90-е годы на базе опережающих исследований и инновационных разработок успешно создали и впервые в мире провели наземные и летные испытания пассажирского самолета Ту-155 с двигателем НК-88, работающим на жидком водороде на всех режимах полета самолета;
  • была создана наземная криогенная инфраструктура, которая позволила провести многократные заправки самолета Ту-155 жидким водородом, наземные гонки двигателя НК-88 на жидком водороде, а также испытания и техническое обслуживание новых криогенных систем самолета и силовой установки;
  • в промышленных предприятиях различных отраслей народного хозяйства СССР были созданы криогенные стенды и экспериментальные установки для проведения испытаний и доводок систем криогенных авиационных силовых установок и самолетных криогенных систем;
  • на предприятиях и в научных учреждениях прошли обучение и подготовку специалисты различных инженерных и рабочих профессий в области авиационной криогеники;
  • была экспериментально доказана принципиальная возможность безопасной работы с жидким водородом и другими криогенными топливами в реальных условиях наземной и летной эксплуатации пассажирского самолета;
  • была разработана и успешно апробирована методология создания и испытаний летательных аппаратов с турбореактивными двигателями на криогенных топливах;
  • в последние десятилетия ХХ столетия в Советском Союзе сложились предпосылки к переходу воздушного и других видов транспорта на экологически чистые, неограниченные источники энергии.
Участники "круглого стола" отметили, что одной из основных задач, стоящих перед авиастроением в ближайшее время, является декарбонизация авиации, так как, общий анализ ситуации ясно подчеркивает контуры приближающегося нового энергетического порядка в мире. Проблема перехода авиации на криогенное топливо в первой половине XXI века может быть успешно решена в нашей стране при использовании двух концептуальных проектов - эволюционного и революционного, принимая во внимание большой научный и практический заделы. Кроме того, в связи с изменением геополитической обстановки в мире еще острее назрела необходимость глубоких изменений технологических и экономических аспектов применения водорода и других криогенных топлив, как в авиации, так и в другой транспортной технике. Мы должны успеть вовремя, подготовиться к переходу человечества к экономике, основанной на альтернативных видах топлива.

Президиум Академии наук авиации и воздухоплавания рекомендует:
  • организовать межотраслевую научно-практическую конференцию в 2023 году, посвященную тематике применения водородного и других криогенных топлив на транспорте в Российской Федерации;
  • обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть подготовленный при участии экспертов Академии проект программы, "Развитие криогенной авиационной, аэрокосмической и другой транспортной техники" в качестве национальной программы, имеющей первостепенное значение для обеспечения экономической, экологической и военной безопасности России.
Академия наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ) - межрегиональная общественная организация, объединяющая ведущих ученых и специалистов в области авиации и воздухоплавания. Основные задачи АНАиВ:
  • Формирование новых научных направлений в области авиации и воздухоплавания;
  • Участие в разработке целевых программ по направлениям в области авиации и воздухоплавания;
  • Содействие внедрению в экономику РФ научных достижений Российской Академии Наук;
  • Проведение научных конференций, симпозиумов и семинаров по исследуемым проблемам авиации и воздухоплавания;
  • Популяризация научных достижений, исторического опыта и современных направлений развития авиации и воздухоплавания.
Президент АНАиВ - Виктор Михайлович Чуйко, доктор технических наук, профессор, заместитель министра авиационной промышленности СССР по двигателестроению (1984-1991 гг.), президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (1991г. - н.в.), лауреат премии Совета министров СССР, лауреат премии правительства РФ и Государственной премии Украинской ССР в области науки и техники, председатель редакционного совета Национального авиационного журнала "Крылья Родины".
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Академия наук авиации и воздухоплавания». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка