Научно-исследовательский центр "Аэроскрипт"
2 мая 2023, 19:26
Цифровые платформы информационного обслуживания беспилотного воздушного движения
Существующие правила визуальных полетов (ПВП/VFR) и правила полетов по приборам (ППП/IFR) были разработаны для пилотируемой авиации и плохо приспособлены для высокоавтоматизированных авиационных систем
В такой парадигме поставщиком информационных услуг для беспилотных авиационных систем (БАС) является цифровая платформа (ЦП) информационного обслуживания полетов (ИОП).
ЦП ИОП выполняют множество функций по предоставлению информации различной природы и назначения пользователям ВП: внешним пилотам дистанционно пилотируемых ВС и автономным БАС.
В зависимости от уровня обслуживания, зрелости технологий и регулирования предоставляемая информация может носить справочный характер, характер рекомендаций или обязательных к исполнению цифровых указаний.
На разных уровнях зрелости всей системы обслуживания полетов человек может находиться внутри, над или вне контура управления. Соответствующим образом перераспределяется ответственность и полномочия в принятии решений между автоматизированной системой, пилотом, регулятором, производителем и разработчиком технических средств.
ЦП ИОП представляет собой комплекс взаимосвязанных цифровых информационных сервисов, который предоставляет информацию на основе данных (аэронавигационных, геопространственных, метеорологических, ...) и использует инфраструктуру связи/навигации/наблюдения/управления радиочастотным спектром (CNS+S) для транспортирования данных и измерения параметров движения БВС.
Часть функций ЦП ИОП связана с обеспечением безопасности, и информационное обслуживание регулируется соответствующей нормативной базой. Другая часть информации предоставляется по соглашению поставщика и потребителя для повышения эффективности операций БАС.
В зависимости от уровня рисков функции ЦП ИОП, средства обеспечения данных и инфраструктура CNS+S может/должна быть предметом стандартизации и сертификации, включая процедуру оценки безопасности и присвоение компонентам всей системы соответствующих уровней гарантии проектирования (DAL).
Взаимодействие ЦП ИОП с поставщиками и потребителями данных осуществляется на основе протоколов информационного взаимодействия (API), которые также должны быть предметом стандартизации.
Риск ориентированный подход, состоящий в балансе затрат на обслуживание и обеспечение безопасности, предполагает предварительную оценку рисков на этапе создания ВП, обслуживаемого ЦП ИОП с тем, чтобы сформулировать требования к цифровым сервисам, данным и характеристикам инфраструктуры CNS+S, а также - определить правила и объем сертификации.
ЦП ИОП не предполагают наличия человека в контуре управления, когда для этого будет достигнут соответствующий уровень технологической и нормативной зрелости.
Система обеспечения безопасности в такой высокоавтоматизированной системе будет базироваться на постоянном мониторинге характеристик компонентов системы и плановой деградации обслуживания в случае невозможности обеспечить требуемый уровень безопасности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Научно-исследовательский центр "Аэроскрипт"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали