О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" осуществил научно-методическое обеспечение этапа "Авиационная работа" всероссийского конкурса "Кибердром"

Этап "Авиационная работа" Конкурса прошел в период с 10 по 15 мая 2023 года в дистанционном формате на полигоне ГК "Геоскан" в г. Санкт-Петербурге

В соответствии с государственным заданием на 2023 год ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр), утвержденным Минпромторгом России, Департамент беспилотных авиационных систем Центра разработал регламент конкурсного задания этапа "Авиационная работа" всероссийского конкурса "Кадры для цифровой промышленности. Создание законченных проектно-конструкторских решений в режиме соревнований "Кибердром" (далее - Конкурс) и осуществил научно-методическое обеспечение цикла создания его материально-технической базы.

Этап "Авиационная работа" Конкурса прошел в период с 10 по 15 мая 2023 года в дистанционном формате на полигоне ГК "Геоскан" в г. Санкт-Петербурге.

Основной целью этапа "Авиационная работа" Конкурса являлась проверка умения участников применять беспилотные авиационные системы (далее - БАС) и наземные робототехнические средства (далее - РТС) для решения отраслевых задач в интересах социально-экономического развития Российской Федерации, а также для решения специальных задач в интересах силовых ведомств.

В этапе "Авиационная работа" по результатам этапа "Зарница" Конкурса приняли участие 65 команд (650 человек) из 32 субъектов Российской Федерации, включая 46 команд основного трека и 19 команд отдельного трека образовательных организаций силовых ведомств "Сила России" (11 довузовских образовательных организаций и 8 высших учебных заведений).

Конкурсное задание этапа "Авиационная работа" включало одно соревновательное испытание "АВИАПАТРУЛЬ - Силовая Лига" для решения специальных задач в интересах силовых структур (для команд отдельного трека "Сила России") и два соревновательных испытания "АВИАПАТРУЛЬ" и "ЛОГИСТИКА" для решения мониторинговых и транспортно-логистических задач в интересах различных заказчиков (для команд основного трека).

В ходе конкурса команды по полученным исходным данным разрабатывали соответствующие программы для БАС (ГеосканПионер) и РТС (ОмегаБот), после чего отправляли разработанный программный код организаторам по сети Интернет в Санкт-Петербург.

Приглашенными экспертами была отмечена сложность созданных участниками программ, которым необходимо было построить оптимальные маршруты БАС и движения РТС для совместного выполнения заданий, учитывающие, в том числе расположение стартовых позиций, препятствий, а также возможное пересечение с маршрутами других БАС и РТС.

Также во время выполнения командами конкурсного задания все желающие могли поучаствовать в спич-сессии по обсуждению актуальных вопросов в области беспилотной авиации с ведущими экспертами и представителями федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательских и образовательных организаций, предприятий промышленности и профильных общественных организаций.

Открыл спич-сессию первый заместитель генерального директора Центра Василий Шапкин, который в своем выступлении отметил, что в современных реалиях все большее внимание продолжает уделяться безопасности полетов. Одним из приоритетных направлений повышения безопасности полетов авиационной техники является снижение влияния "человеческого фактора", из-за которого происходит до 80 процентов авиационных происшествий. Исключение такого "опасного" звена в системе авиационной транспортной системы подчеркивается опытом реализации международных программ, таких как: NextGen, Sesar и др. Постепенный переход от пилотируемой к беспилотной авиации, особенно в условиях интенсивного воздушного движения, позволит повысить безопасность, эффективность, пропускную способность, надежность и устойчивость авиатранспортной системы России. Сегодня дистанционно пилотируемая авиационная система или беспилотная авиационная система - это мировой тренд развития, направленный, прежде всего, на снижение издержек для малого и среднего бизнеса за счет оптимизации стоимости выполнения широкого спектра авиационных работ. Беспилотные воздушные суда (БВС) позволяют перевозить малые партии грузов дешевле по сравнению с традиционными способами. Это может обеспечить радикальную оптимизацию экономических показателей производственной логистики и эффективный переход к сетевой структуре промышленности, включающей в себя множество специализированных малых и средних предприятий, в том числе высокотехнологичных, между которыми БВС будут перевозить продукцию и полуфабрикаты. Также современное развитие БАС позволяет выполнять с помощью БВС широкий спектр авиационных работ по контролю и мониторингу объектов, в том числе в строительстве, в сельском и лесном хозяйстве, в энергетике, машиностроении и т.д., расширяя сферу эффективного применения авиации в отраслях экономики.

Комментируя вопросы внедрения БАС Василий Шапкин сказал: "Изолированные разработки и производство отдельных БВС бессмысленны. Это возможно, эффективно и безопасно только в целом, при их одновременном соответствии существующему и перспективному парку пилотируемых воздушных судов, наземной инфраструктуре, включая сервисную, логистическую, обеспечивающую автоматизированное выполнение их миссий, информационно-управляющих систем, прежде всего организацию воздушного движения, желательно с глобальным покрытием территорий применения беспилотной авиации, создании системы подготовки необходимого авиационного персонала".

Мероприятия по разработанным командами основного трека программам на полигоне выполнялись согласно наиболее сложных частей конкурсного задания - "АВИАПАТРУЛЬ" и "ЛОГИСТИКА".

Несмотря на уникальность и сложность предложенных к выполнению заданий, многие команды показали высокий уровень программирования и продуманную до мельчайших подробностей реализацию тактических приемов при управлении совместным применением БАС и РТС в автономном режиме.

Директор департамента беспилотных авиационных систем Центра Роман Наумов подчеркнул: "Конкурс "Аэрологистика" предполагает разработку и испытание в экспериментальном правовом режиме комплекса решений, критически важных для начала широкого применения БАС в России для перевозки грузов. Конкурс "Аэрологистика" состоит из 3 сателлитов и финала с общим призовым фондом 558 миллионов рублей. Сателлит 1 конкурса "Аэрологистика" состоится на аэродроме "Алферьево" (Московская обл.) в период с 29 мая 2023 года по 6 июня 2023 года. В рамках посещения конкурса "Аэрологистика" ребята познакомятся с передовыми отечественными разработками в области беспилотной авиации и поучаствуют в мастер-классах по подготовке БАС к полетам и пилотированию".

Участникам команд Сборной Ленинградской области (НПАО "Светогорский ЦБК"/ АО "Смерфит Каппа РУС", Ленинградская область), Орлан (ООО "Специальный технологический центр", Санкт-Петербург), Легион (Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации), Северный ветер и Cyber Worms (Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации) были вручены свидетельства об освоении профессии "Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом", которое состоялось на базе Санкт-Петербургского университета МВД России.

В рамках торжественного мероприятия также прошло награждение руководителей организаций промышленности и сферы образования, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, благодарностями и дипломами заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Олега Бочарова....
Авторские права на данный материал принадлежат «ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка