Эксперт
22 августа 2023, 07:52
Воздушные ворота на Восток
Труднодоступный и далекий остров становится ближе, благодаря обновленному аэропорту. Кого именно привлечет этот центр притяжения, и что это даст региону?
В Южно-Сахалинске заработал крупнейший на Дальнем Востоке аэропорт. Он сможет обслуживать до тысячи шестисот пассажиров в час и до 5 миллионов в год.
Аэровокзал получился не только вместительным - он высокотехнологичен. Процессы автоматизированы, есть все для быстрой и удобной регистрации.
Понятно, что для самого Сахалина открытие обновленного аэровокзала - событие значительное. Но что, если посмотреть в масштабах всего Дальнего Востока, не говоря уже о стране?
По словам аналитика ИКСИ Натальи Чуркиной, Дальний Восток имеет сегодня наибольшее число аэродромов среди всех федеральных округов страны: ведь в ряде регионов недоступны другие виды транспорта, такие, например, как железные дороги. Однако большинство этих аэродромов и аэропортов являются небольшими. Крупнейший в прошлые годы по числу перевезенных пассажиров аэропорт в округе - аэропорт Владивостока - замыкает лишь второй десяток рейтинга российских аэропортов по данному показателю. Однако наличие хотя и небольших, но многочисленных аэрогаваней, еще не означает, что Дальнему Востоку аэропорты не нужны.
"Напротив, учитывая разворот экономики страны на восток и огромный недоиспользованный экономический потенциал восточных регионов страны, модернизация и строительство транспортных узлов и на Дальнем Востоке, и в Сибири представляется крайне актуальной задачей.
Это будет способствовать не только развитию внутреннего туризма, но и расширению деловых связей между восточными и западными регионами страны, между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Развитие транспортной доступности восточных регионов повысит и готовность людей переезжать туда в поисках работы", - говорит Наталья Чуркина.
По словам аналитика, на текущий момент комплекс рассчитан на гораздо большее число пассажиров, чем аэропорт Южно-Сахалинска обслуживал ранее - примерно в 3,8 раза.
"Однако и темпы роста пассажиропотока в аэропорте Южно-Сахалинска в последние два года являются двузначными. Более того, потенциал данного роста еще не исчерпан, поэтому новые аэропорты в регионе и должны строиться с заделом на будущее", - резюмирует Чуркина.
И гавань, и мост
Безусловно, первое, что приходит на ум, в рассуждениях о том, что даст открытие обновленного, да еще и очень крупного аэропорта на Сахалине - это туризм. Продвижение внутреннего туризма - один из ключевых трендов, оформившихся в период пандемии и упорно набирающий обороты.
Как отмечает доцент кафедры национальной экономики Экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин, расширение пропускной способности региона благодаря реконструкции аэропорта Южно-Сахалинска станет хорошим стимулом для развития дальневосточного туризма.
"Речь в первую очередь идет о внутреннем туризме, что с учетом спада международного туризма в связи с пандемией, санкциями, ростом террористической угрозы, международной политической нестабильности, становится все более и более актуальным", - отмечает эксперт, - "Так туристический поток за 2022 год вырос до уровня 4,83 млн человек - с 2,5 в 2021 году, и с 1,5 млн - в пандемийном 2020 году"
Однако плюсами для индустрии гостеприимства положительные эффекты от открытия новых воздушных врат не ограничиваются. По словам Сергея Зайнуллина, повышение транспортной связанности даст дополнительный стимул к развитию Особой экономической зоны во Владивостоке и территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. ТОР "Хабаровск" концентрируется на промышленности и логистике, ТОР "Надеждинское" - на лесопереработке, а ТОР "Белогорск" - на сельском хозяйстве.
"Расширение пропускной способности также будет способствовать развитию экономических отношений со странами Азии. Согласно отчету Центробанка "Платежный баланс РФ", товарооборот России со странами Юго-восточной Азии в 2022г вырос на 30% к уроню 2021 года, с Китаем товарооборот вырос с $140 млрд до $192 млрд, с Индией - с $13,5 до $35 млрд, оборот торговли с Индонезией вырос на 40% по сравнению с 2021 годом", - описывает потенциал международного взаимодействия Зайнуллин.
Конечно, все эти плюсы инвесторам проекта известны. И останавливаться просто на запуске воздушной гавани, хоть и большой, они явно не намерены. В планах - создание ключевого грузопассажирского транзитного хаба Азиатско-Тихоокеанского региона, соединяющего воздушные магистрали и Северный морской путь. То есть, аэропорт станет не только еще одними воротами на Дальний Восток, но и мостом, который еще надежнее свяжет Россию и Азию.
Инвестор, у которого получилось
Продолжая разговор об инвесторах, нужно отметить, что с ними, "не сразу все устроилось", и аэропорт, почти как поется в известной песне, "не сразу строился".
"Модернизация аэропорта в Южно-Сахалинске началась в конце 2017 года. Первоначально ее планировали завершить в 2019 году, реконструкция проводилась компанией "Сахалинская механизированная колонна № 68" но подрядчик не успевал сдать объект к ноябрю 2020 года. Работы были заморожены, государственный контракт расторгли с заключением мирового соглашения", - рассказывает Сергей Зайнуллин, - "В 2021 году был проведен конкурс на строительство, который выиграла компания "Красинвест", команда которого сформировалась в профильных структурах компаний Олега Дерипаски и сейчас является одной из самых продвинутых и прогрессивных.
Проект был изменен, итоговая стоимость выросла с 6 до 12,5 млрд рублей".
Стоит отметить, что в проект компания входила в непростой, постпандемийный год, а уже в следующем на Россию обрушилась лавина санкций. Не лучшие условия, которые усугублялись еще и сжатыми сроками. Но все получилось.
Выполнить сложные задачи (и тут же наметить новые!) позволил немалый опыт: команда инвестора уже открыла не одни воздушные ворота и управляет ими.
"К числу успешных проектов "Красинвеста" можно отнести эксплуатацию и развитие "Аэропорта Емельяново" (Красноярск)", - отмечает доцент кафедры национальной экономики Экономического факультета РУДН.
Список продолжают Владивосток, Сочи, Анапа и другие города с современными и технологичными аэровокзалами, к которым в своем время имел отношение энергичный инвестор. Впрочем, текущим уровнем достижений дело не ограничивается.
Если говорить о Южно-Сахалинске, то инфраструктурные проекты в регионе будут и дальше развиваться - они нужны городу, нужны его гостям, бизнесу. Уже разработан мастер-план дальнейшего развития аэровокзала: к нему добавятся не только гостиницы, но и выставочный комплекс, офисные помещения, торговые и складские помещения. Все это позволит превратить столицу Сахалина в новый центр притяжения Дальнего Востока и всей России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали