Известия
30 августа 2023, 06:30
Границы высокого полета: США увеличили число санкционных самолетов из РФ на 121 борт
США расширили санкции против российских авиакомпаний: число самолетов в санкционном списке выросло на 121 борт, до 297
Обрезали крылья
Минторг США расширил перечень самолетов из санкционного списка, включив в него бизнес-джеты российских компаний. Речь идет о нескольких операторах бизнес-авиации, выяснили "Известия".
Это авиакомпании "Меридиан" (один Airbus А320 и три бизнес-джета Gulfstream Aerospace G450), "Северо-Запад" (два Gulfstream - G550 и G650), Premier Avia (один Boeing 737 и джет G650) и RusJet (Airbus A319), следует из обновленного списка подсанкционных самолетов. Он был опубликован в конце августа бюро промышленности и безопасности минторга США.
Ведомство добавило в перечень и новые самолеты российских магистральных авиакомпаний - всего он пополнился 117 единицами, которые эксплуатируют "Аэрофлот", "Победа", S7 Airlines, Nordwind, Nordstar, "Уральские авиалинии", Utair, "Ямал", Smartavia и другие перевозчики. Машины Smartavia тоже оказались включены в санкционный список впервые.
- Авиакомпания Smartavia продолжает выполнять полетную программу, совершая регулярные рейсы на территории России. Мы не выполняем международные рейсы с февраля 2022 года, - сообщили "Известиям" в пресс-службе перевозчика.
Там добавили, что и техническое обслуживание самолетного парка теперь выполняется в России. Введение санкций в Smartavia комментировать не стали.
Всего в санкционном списке минторга США теперь числятся 297 самолетов российских компаний, включая два бизнес-джета предпринимателя Романа Абрамовича. В предыдущем варианте перечня (от марта 2023 года) насчитывалось 176 воздушных судов.
"Известия" направили запросы во все упомянутые авиакомпании, а также в Минтранс РФ и минторг США. В авиакомпании "Северо-Запад" отказались от комментариев. Так же поступила исполнительный директор Объединенной национальной ассоциации деловой авиации (ОНАДА) Анна Сережкина.
Последствия санкций
США впервые ввели секторальные санкции против российской авиации в середине марта 2022 года - в ответ на начало СВО на Украине. Тогда же Штаты закрыли свое воздушное пространство для самолетов из РФ вслед за Евросоюзом, Великобританией и Канадой. Изначально в список попали 99 машин "Аэрофлота", Azur Air, Nordwind, Utair и грузовых перевозчиков AirBridgeCargo и "Авиастар-ТУ". Затем перечень регулярно пересматривали, добавляя туда новые самолеты.
Еще в прошлом году американское ведомство направило бизнес-структурам из авиаотрасли по всему миру сообщения о том, что заправка, обслуживание и ремонт указанных в списке бортов не должны осуществляться в связи с санкциями. У отечественных перевозчиков начались проблемы с полетами за границу - Azur прошлой весной не смог выполнить вывозные рейсы в/из Египта, Airbus A330 "Аэрофлота" несколько дней прошлым летом не мог вылететь из Коломбо в Москву на фоне ареста самолета.
Недавно трудности с обслуживанием широкофюзеляжных Boeing 777 возникли у Red Wings в Турции - перевозчику отказали в предоставлении внешнего блока для кондиционирования самолета во время стоянки в Анталье из-за присутствия борта в санкционных списках США, рассказывал источник.
На некоторые самолеты бизнес-авиации американские санкции были наложены ранее - например, в 2021 году минфин США внес в свои списки компании, связанные с бизнесменом Евгением Пригожиным, - "Юниджет" и "Алкон" (последнее позднее переименовано в "МНТ-Аэро"). Под ограничения попали и два бизнес-джета, которыми управляли эти операторы, - с номерами M-VITO и M-SAAN. Тогда американская сторона объясняла введение санкций "попытками повлиять на президентские выборы в США 2020 года" - об этом говорилось в официальном сообщении финансового ведомства.
Из девяти попавших сейчас под санкции бизнес-джетов, согласно данным сервиса Flightradar, только два самолета "Меридиана" продолжают выполнять рейсы - по России, в Турцию (Стамбул, Даламан, Бодрум) и в Азербайджан (Баку). Еще один Gulfstream не летал с сентября прошлого года, другой - с июня 2023 года.
Самолеты других операторов прекратили полеты в конце июля - начале августа: "Гольфстримы" авиакомпании "Северо-Запад", по данным Flightradar, выполнили последние рейсы из Баку и Бодрума в Москву 28 и 30 июля соответственно. Boeing Premier Avia вернулся из Тамчи (Киргизия) 1 августа и больше не летал; Gulfstream G650 этой компании последний рейс выполнил 28 июля (а ранее в июле - несколько полетов в Китай). Информации по Airbus A319 перевозчика RusJet сервис Flightradar не приводит.
Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев напомнил "Известиям", что для российских авиакомпаний, в том числе и операторов бизнес-джетов, полеты в недружественные страны невозможны из-за "закрытия неба" в прошлом году. А на полетах в страны, не поддерживающие санкции, новые ограничения не сильно скажутся, рейсы не прекратятся, уверен эксперт.
- Впрочем, могут обостриться проблемы при техобслуживании, если власти США смогут наладить строгий контроль за исполнением наложенных ограничений. Но не более того, - объяснил Олег Пантелеев возможный эффект от санкций.
Юрист адвокатского бюро Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Глеб Бойко добавил, что с момента введения санкций в феврале прошлого года (запрещают российским авиакомпаниям совершать любые полеты на самолетах американского производства) компетентный орган США в области экспортного контроля - Бюро промышленности и безопасности (BIS) - вместе с правоохранительными органами отслеживают нарушения этого запрета. Отсюда и возник список подсанкционных судов.
- Например, в июне 2022 года Штаты запретили осуществлять любые операции, связанные с товарами двойного назначения, в том числе с самолетами и запчастями к ним, с тремя российскими авиакомпаниями - Nordwind, Pobeda и S7. Сделано это было в ответ на выявленные полеты на Boeing этих перевозчиков за границу. Аналогичные приказы позднее выносились и в отношении других российских и белорусских компаний, например Azur Air и Belavia, - объяснил юрист.
Кроме этого, при выявлении полетов за границу на подсанкционных воздушных судах американское законодательство наделяет органы США правом в судебном порядке конфисковать самолеты, как это уже произошло с джетами Романа Абрамовича.
- Санкции, безусловно, создали проблемы перевозчикам с закупками запчастей - приходится покупать их исключительно из третьих стран. Но, видимо, рынок авиадеталей и техобслуживания самолетов большой и у США не хватает возможностей привлекать к ответственности (и исполнять эти решения) всех лиц, которые фактически нарушают правила экспортного контроля, - отметил Глеб Бойко.
Поэтому российские авиакомпании продолжают как летать за границу, так и обслуживать самолеты американского производства, заключил юрист.
Руководитель практики авиации и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков также напомнил, что теперь владельцам вновь внесенных в список самолетов потребуется обсуждать условия их обслуживания за границей с каждым провайдером в отдельности. Также теоретически некоторые аэропорты могут отказаться принять санкционный борт, даже в дружественных юрисдикциях (например, Дубай), считает эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали