АО "Авиасалон"
11 сентября 2023, 14:16
Петр Нестеров: бесстрашие и точный расчет
09 сентября 1913 года русский военный летчик Петр Нестеров впервые в мире выполнил на самолете "мертвую петлю", описав в воздухе замкнутый круг в вертикальной плоскости
Петр Нестеров родился 27 февраля 1887 года в Нижнем Новгороде. После ранней смерти отца семья жила очень бедно, матери с тремя детьми пришлось продать дом, чтобы сводить концы с концами. В десятилетнем возрасте Петр по собственному желанию поступил в Нижегородский кадетский корпус, где служил воспитателем его отец, и в 1904 году в числе шести лучших выпускников направился в петербургское Михайловское артиллерийское училище. В 1910 году П. Нестеров увлекся делающей первые шаги авиацией, сам построил планер и летал на нем, а позже на основе изучения полета птиц разработал собственный проект оригинального самолета без вертикального оперения. Летом 1911 года он познакомился с Петром Петровичем Соколовым - учеником профессора Николая Егоровича Жуковского, и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. В начале 1912 года его командировали на учебу в Офицерскую Воздухоплавательную школу в Гатчине, и уже в сентябре он впервые совершил самостоятельный полет. В мае 1913 года П. Нестеров сдал экзамен на звание военного летчика и получил назначение в Киев, где со временем стал начальником 11-го корпусного авиационного отряда.
Авиация и полеты стали его главной страстью. Даже среди асов воздухоплавания П. Нестерова отличал незаурядный талант пилотирования. Много времени он тратил на то, чтобы научиться контролировать самолет с выключенным мотором и иметь возможность привести машину на посадку в самой сложной ситуации. Наряду с занятиями на аэродроме, П. Нестеров, обладавший глубокими познаниями в области техники и механики, посвящал свое свободное время теоретической разработке вопросов воздухоплавания.
Сама возможность выполнения "мертвой петли" была предсказана в 1890 году одним из основоположников авиационной науки Н. Жуковским. Однако первые попытки выполнить "мертвую петлю" оканчивались для пилотов трагически: самолеты не выдерживали возникающих перегрузок и разрушались. Инструкции тех лет категорически запрещали выполнение любых крутых виражей в полетах.
Идея выполнить "мертвую петлю" захватила П. Нестерова еще до 1912 года. Будучи учеником гатчинского авиационного отряда, он занимался теоретическим обоснованием возможности выполнения "мертвой петли" в воздухе. Полгода ушло на выкладки на бумаге. Узнав, что "мертвую петлю" готовится совершить французский летчик Адольф Пегу, Нестеров решил рискнуть. 09 сентября 1913 года на Сырецком военном аэродроме под Киевом в присутствии других летчиков и газетчиков он совершил исторический полет. Пилотируемый им Neuport IV взмыл в небо. На высоте около 1000 м П. Нестеров выключил мотор и ушел в крутое пике. На высоте около 600 м он вновь включил мотор и направил самолет вертикально вверх, затем на спину, описал петлю и вновь ушел в пике, после чего выровнял самолет и плавно приземлился.
Полет произвел невообразимый фурор! Газеты обвинили Нестерова в опаснейшем безрассудстве, однако восторженных откликов неизмеримо больше: настоящие профессионалы понимали, что П. Нестеров совершил открытие, впервые в мире научившись использовать подъемную силу крыла для маневра в вертикальной плоскости. Они понимали, что это открытие ведет не к гибели, а к спасению жизни летчиков, которых оставалось только научить правильной технике пилотирования.
Спустя шесть дней ту же фигуру повторил А. Пегу. Позже, в мае 1914 года, он прибыл в Санкт-Петербург для демонстрации "мертвой петли". Французский летчик лично встретился с П. Нестеровым и признал его приоритет в исполнении "мертвой петли". Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество присудило П. Нестерову Золотую медаль за "первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах". Вскоре и другие авиаторы в России и в мире начали успешно выполнять этот опасный маневр, который получил еще одно название - "петля Нестерова".
В 1914 году началась Первая мировая война. П. Нестеров отправился на фронт и принял участие в боях за Львов. Он осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых бомбардировок с использованием приспособленных для этого артиллерийских снарядов. Бомбометание проходило настолько эффективно, что австрийское командование обещало крупную денежную награду тому, кто собьет аэроплан Нестерова. Однако война уготовила русскому летчику-асу другую судьбу. Петр Нестеров погиб 08 сентября 1914 года в открытой схватке в небе с австрийским экипажем разведывательного биплана "Альбатрос". В то время истребители не были оборудованы стрелковым вооружением, однако П. Нестеров считал, что это не повод уходить от воздушного боя. Он впервые в мире пошел в бою на воздушный таран, атакуя тяжелый "Альбатрос". П. Нестеров, управляя легким быстроходным "Мораном", настиг "Альбатрос". Он попытался шасси своего аэроплана нанести удар по краю крыла самолета противника. Однако из-за ограниченной видимости удар пришелся ближе к фюзеляжу. В результате столкновения мотор "Морана" оторвался, самолет в неуправляемом падении устремился к земле, столкнулся с поверхностью и разрушился.
Таран П. Нестерова не был безрассудством и в его планы на входило намерение уничтожить самолет врага ценой собственной жизни. Задолго до этого трагического случая он высказывал мнение о том, что возможно сбить вражеский аэроплан при помощи ударов сверху колесами собственной машины по крыльям самолета противника, при этом допуская возможность благополучного исхода для таранящего летчика. Пророчество П. Нестерова сбылось: через семь месяцев после его гибели, в марте 1915 года поручик А. Казаков применил его воздушный таран и после удачной атаки благополучно возвратился на аэродром.
Имя Петра Нестерова навсегда вписано в летопись русской и мировой авиации. Сегодня фигуры высшего пилотажа часто носят имена впервые исполнивших их летчиков, что повелось еще со времен "петли Нестерова". "Чакра Фролова", "Кобра Пугачева", "Колокол Квочура" - эти и другие сложнейшие фигуры высшего пилотажа - свидетельство того, что дело Нестерова продолжает жить и сегодня, развивая блестящие традиции отечественной школы пилотирования. Выполнение таких фигур требует не только высочайшего летного мастерства, но и постоянного поддержания соответствующих навыков. Именно поэтому их исполнение остается уделом летчиков-испытателей и строевых летчиков экстра-класса, выполняющих групповые и одиночные показательные полеты на всевозможных авиашоу для демонстрации уникальных возможностей летательной техники.
Авиасалон МАКС выделяется в ряду ведущих авиасалонов мира своей беспрецедентной летной программой, в которой посетители могут видеть практически все сложнейшие фигуры высшего пилотажа, многие из которых выполняются как в одиночных, так и в групповых выступлениях. Незабываемое счастье увидеть эти полеты приводит сотни тысяч любителей и энтузиастов авиации на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском. Участие таких знаменитых пилотажных групп, как "Русские Витязи", "Стрижи", "Первый полет", "Русь" и других давно стало фирменным знаком авиасалонов МАКС. Такой концентрации выдающихся летчиков-асов современности в летной программе не знает больше ни один из авиасалонов мира!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Пассажирам Nordwind теперь доступны Отели Островка
Ноябрь 26, 2024
В аэропорту Домодедово открылся сервис по ремонту мобильных устройств