Научно-исследовательский центр "Аэроскрипт"
18 сентября 2023, 15:47
Процесс управления рисками операций БАС в новых эксплуатационных окружениях
При планировании использования воздушного пространства для операций БАС целесообразно привести затраты - временные, человеческие, финансовые - в соответствие с уровнем рисков
"С точки зрения управления рисками, риски - это то, что мы определим, как целевые события, интенсивность и тяжесть последствий которых будет минимизироваться системно и целенаправленно.
Такая цель ставит производные от нее задачи технологического характера:
(1) определить, что такое риск применительно к операциям БАС;
(2) какой приемлемый уровень для каждого типа рисков (TLS - target level of safety);
(3) какой уровень несмягченных рисков в данном эксплуатационном окружении (ELS - expected level of safety), формализовать само понятие "эксплуатационное окружение" (ЭО);
(4) какие меры смягчения должны быть предприняты для обеспечения приемлемого уровня рисков;
(5) какие требуемые характеристики технологических мер смягчения должны быть обеспечены, включая: требуемые характеристики опорной инфраструктуры CNS+S (связи, навигации, наблюдения, управления спектром), данных, сервисов деконфликтинга (RR - risk ratio);
(6) как обеспечить гарантию соответствия мер смягчения требованиям к характеристикам, включая стандартизацию и сертификацию технических средств, как метод подтверждения соответствия характеристик стандартам;
(7) как обеспечить валидацию принятых решений - соответствие достигнутого уровня рисков (ALS - achieved level of safety) приемлемому уровню в процессе всего жизненного цикла использования ВП.
Перечисленные задачи являются частью Процесса управления рисками, который происходит на этапах разработки системы управления рисками, создания ВП (обслуживаемого на основе риск-ориентированного подхода) и на этапе эксплуатации ВП.
Наша ЦП ИОП "НЕБОСВОД" будет постепенно наполняться сервисами, направленными на смягчение рисков, в том числе связанными с безопасностью. Однако, конечной целью является не просто "улучшить ситуацию с безопасностью", а улучшить ее измеримо.
Любое улучшение обычно связано с дополнительными затратами, а следовательно, с удорожанием операций. Поэтому, мы должны понимать, где мы можем остановиться, а где должны продолжать с повышением эффективности мер смягчения рисков.
Выражаясь формальным языком, требуется количественный подход к управлению рисками, который предполагает, что численно сформулирован приемлемый уровень рисков, имеется инструмент для количественной оценки существующего уровня рисков до начала полетов, мы умеем измерять эффективность мер смягчения, мы умеем измерять фактически достигнутый уровень рисков.
Реализация перечисленных выше задач позволяет говорить о цифровой автоматизированной системе управления рисками (ЦАСУР), которая в процессе эксплуатации ВП измеряет достигнутый уровень рисков и вносит соответствующие корректировки в Процесс управления рисками так, чтобы цели управления рисками были достигнуты.
В настоящее время АЭРОСКРИПТ ведет работы по созданию такой цифровой автоматизированной системы управления рисками, в том числе, разрабатываются сервисы деконфликтинга, потребителями которых являются пилоты и бизнес-структуры эксплуатанта, отвечающие за безопасность полетов. Эта информация может быть полезна также органам контроля и надзора для оценки жизнеспособности действующего регулирования.
Разработка ЦАСУР связана с интенсивными исследованиями и моделированием с целью валидации требований к системе. Особое внимание уделяется учету требуемых характеристик инфраструктуры CNS+S (связи, навигации, наблюдения, управления спектром) и данных, используемых для деконфликтинга. Их точность, достоверность, темп обновления, задержки и вероятности с ними связанные вносят основной вклад в неопределенности, связанные с эффективностью мер смягчения рисков, а значит - и на качество принимаемых решений.
Одной из функций ЦАСУР АЭРОСКРИПТ будет поддержка процессов получения разрешения на ИВП на основе методологии SORA (текущая версия 2.Х), которая предполагает оценку рисков на земле и в воздухе (для пилотируемой авиации) отдельных операций БАС в несегрегированном ВП при низкой интенсивности воздушного движения БАС.
При повышении интенсивности воздушного движения возрастают риски от столкновений БВС, для смягчения которых необходимы средства деконфликтинга, затраты на которые целесообразно соразмерять с уровнем риска. ЦАСУР АЭРОСКРИПТ будет также поддерживать управление рисками, которые не предусмотрены текущей редакцией SORA.
Одной из наиболее затратных статей расходов является разработка и развертывание инфраструктуры CNS+S, требуемые характеристики (RCNSP - required CNS performance) которой (точность, достоверность/целостность, зона покрытия/готовность/непрерывность, …) целесообразно оптимизировать для заданного уровня рисков.
По мере повышения технологической зрелости Процесса управления рисками будут открываться новые эксплуатационные окружения БАС более высоких рисков, в конечном итоге, такие как городская аэромобильность и беспилотная индивидуальная аэромобильность.
Риск-ориентированный подход при использовании ВП для операций БАС позволит оптимизировать затраты при эксплуатации БАС и начать эксплуатацию ВП для операций БАС меньших рисков раньше. Тем самым существенно повышается эффективность инвестиций в отрасль"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Научно-исследовательский центр "Аэроскрипт"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали