О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россиянам предлагают летать на несуществующих самолетах

В российской авиации вышел редкий случай: авиакомпания "Красэйр" взяла в аренду для использования в летнем расписании отечественный самолет Як-42Д. Но уже в мае "Красэйр" начнет эксплуатацию двух Boeing 767. А другая авиакомпания, "Трансаэро", собирается купить десять авиалайнеров иностранного производства.

Изношенный парк самолетов, доставшийся российским перевозчикам от советской авиации, авиакомпании вынуждены постоянно обновлять. В последнее время положение усугубилось в связи с интенсивным списанием ближне- и среднемагистральных самолетов Ту-134 и Ту-154Б, которые авиакомпании эксплуатируют на внутренних воздушных линиях. Перевозчики сетуют, что российский авиапром не способен удовлетворить их потребности.

"К сожалению, в России механизм приобретения либо лизинга самолетов за 15 лет после советской власти так и не появился. Поэтому доступ к иностранным самолетам намного легче", - уверена гендиректор "Трансаэро" Ольга Плешакова.

Генеральный директор UTair Андрей Мартиросов более категоричен и считает, что российским авиакомпаниям предлагают покупать несуществующие самолеты.

По его мнению, проблема в том, что российские власти вкладывают деньги в развитие сразу нескольких отечественных разработок, а существенного результата до сих пор нет: "Если власти перестанут поддерживать все подряд и определятся наконец с каким-нибудь одним самолетом, тогда что-то может получиться".

Мартиросов уверен, что строить нормальные самолеты в России можно только в сотрудничестве с зарубежными производителями: "Сегодня именно таким образом и развивается зарубежная авиапромышленность. Мы объявили тендер на региональные самолеты, и что мы увидели, изучив заявки от поставщиков самолетов DASH и ATR? Двигатели одни и те же, винты одни и те же, авионика одинаковая, система кондиционирования - тоже. Вот пример международной кооперации".

Пример такого сотрудничества представляет собой альянс КБ "Сухой" и корпорации Boeing, которые разработали совместный проект Russian Regional Jet (RRJ, нечто среднее между Ту-134 и Ту-154. - "Газета.Ru").

Все сегодняшние отечественные разработки не выдерживают конкуренции с западными аналогами по цене. "Нужно понимать, что мы хотим использовать зарубежную технику не потому, что нам совершенно не нравятся российские самолеты. Дело в том, что экономически более выгодно эксплуатировать чуть подержанные иностранные самолеты, которые дешевле отечественных", - говорит пресс-секретарь "Красэйр" Андрей Липовецкий.

Сегодня при ввозе в Россию самолета, произведенного за границей, российская авиакомпания должна заплатить государству 48% от стоимости лайнера. Это правило не касается лишь двух перевозчиков - "Аэрофлота" и "Трансаэро", которые несколько лет назад пролоббировали правительственное постановление, разрешающее им беспошлинно закупать импортные самолеты.

За это авиакомпании должны пополнять свои парки лайнерами российского производства, а также на высоком уровне конкурировать с западными перевозчиками на международных линиях.

"Аэрофлот" уже сполна использовал свою возможность и, согласно выданному ему разрешению, купил 27 самолетов. "Нам больше не дают разрешений на ввоз иностранных самолетов", - заявила "Газете.Ru" пресс-секретарь "Аэрофлота" Ирина Данненберг.

А вот руководство авиакомпании "Трансаэро" надеется, что постановление правительства, освобождающее компанию от уплаты пошлин при ввозе самолетов, в декабре 2004 года будет продлено. Об этом на пресс-конференции в Новосибирске в среду заявила генеральный директор авиакомпании Ольга Плешакова.

"Любой человек и организация всегда надеются на лучшее, и мы, конечно, тоже надеемся, что в декабре разрешение правительства будет продлено. Но произойдет это или нет - это уже на усмотрение правительства РФ", - заявила Плешакова.

По ее словам, авиакомпания не покупает ничего за счет государства. Самолеты берутся в лизинг сроком от трех до восьми лет.

Эксперты авиационной отрасли между тем не сомневаются в сильных лоббистских возможностях "Трансаэро". Уже весной в парке авиакомпании появятся четыре новых Boeing 737 и Boeing 767. "А в августе 2003 года был подписан очередной контракт на поставку Ту-204-300. Мы надеемся, что первые два самолета будут нам поставлены уже в декабре. Всего мы в течение трех лет рассчитываем на десять таких самолетов", - заявила гендиректор "Трансаэро".

Конкуренты "Трансаэро" уже давно выступают против выборочного предоставления преференций. Авиакомпания "Сибирь" в свое время даже пыталась в суде оспорить право "Аэрофлота" и "Трансаэро" на льготный ввоз зарубежной техники. Однако иск не был принят.

Позиция перевозчиков не изменилась. "Сегодня одни авиакомпании привозят самолеты за копейки, а другие должны выплачивать по полной программе. Такая ситуация далека от рыночных отношений. Это ненормально", - говорит пресс-секретарь "Красэйр" Андрей Липовецкий.

Он также отметил, что его компания намерена пополнять свой парк зарубежными самолетами. По его словам, "Красноярские авиалинии" уже в текущее летнее расписание намерены выпустить два Boeing 767, прибытие которых ожидается в мае. Вместе с тем авиакомпания не отказывается и от отечественной техники. В среду "Красэйр" получила в аренду новый самолет Як-42Д. Второй лайнер этого типа компания ожидает в конце апреля.

"Аэрофлот" же делает ставку на российские самолеты. "Мы нуждаемся в новой и качественной технике. В частности, мы подписали контракт на приобретение шести Ил-96", - рассказала пресс-секретарь компании Ирина Данненберг.

Ее коллега из UTair Игорь Блинов отметил, что в ближайшее время авиакомпания не планирует покупку дальнемагистральных или трансконтинентальных лайнеров, а сейчас подводит итоги тендера на поставку пяти региональных самолетов, среди которых украинский АН-140, а также два зарубежных - DASH-8 и ATR-42. "Я думаю, в течение мая поставщик UTair будет определен", - отметил Игорь Блинов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка