О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Скромный парад моторов

Суперсовременные экспозиции, огромные видеосистемы, стереозвук, ажурные конструкции авиадвигателей, сверкающие никелем, яркая эмаль искусно выполненных моделей самолетов и вертолетов, подчеркивающих величие интеллекта и труда создателей "пламенных моторов" для "пятого океана"...

При всей торжественности момента и великолепии экспозиции трудно понять истину. Что это: "свет погасшей звезды" советского авиапрома или "свет в конце тоннеля" для его российского наследника?

Во времена СССР 83 тыс. пермяков - конструкторов, инжнеров и рабочих - трудились на предприятиях авиационного двигателе-, агрегато- и приборостроения. Сейчас эта цифра в пять раз меньше. Вопрос - что дальше? - в Перми волнует многих.

Принятие в октябре 2001 года федеральной программы развития гражданской авиации до 2010 года и решения в апреле 2002 года Правительства РФ о создании военного истребителя и двигателя пятого поколения консорциумом "Сухой" - "Сатурн" несколько улучшили положение дел на предприятиях авиапрома, но средств для подъема отрасли ни у государства, ни у частных инвесторов нет.

В отличие от российской космической промышленности, заработавшей на внешнем рынке более $6 млрд за последние 10 лет, авиационная не создала ни одного сколько-нибудь значимого рыночного проекта с индустриально развитыми странами и глобальными корпорациями.

А между тем предпосылки были. Это и воронежский аэробус Ил-96Т/М с двигателями Pratt& Whitney, сертифицированный по американским и российским нормам летной годности, и проект пермского двигателя ПС-90П, с помощью UTC имевший все шансы стать глобальным двигателем и устанавливаться как на все российские магистральные и транспортные самолеты "Ил" и "Ту", так и - в перспективе - на модификации западных самолетов.

Великолепная экспозиция на салоне была представлена новым российским двигателестроительным стратегическим альянсом "Газотурбинные двигатели", созданным заводом "Салют" (Москва) и Уфимским моторостроительным объединением. Объем продаж альянса в 2003 году составил 23 млрд руб. - за поставку двигателей "Архип Люлька-31" для экспортных тяжелых фронтовых истребителей Су-27 и Су-30.

Необходимо также выделить успех ФГУП "Салют", которое к 2004 году стало интегрированной структурой российского военно-промышленного комплекса, поглотив несколько московских машиностроительных институтов и заводов. Сегодня у "Салюта" - лучшие показатели приобретения современного оборудования на $50 млн в год и лучшие в России мотоблоки для сельских домохозяйств "Салют-5B&S" с американским двигателем.

Пермская экспозиция двигателестроительного комплекса была объединена под общей вывеской "Гута Групп" и ЗАО "Управляющая компания Пермский моторостроительный комплекс". В центре элегантной и комфортной экспозиции разместился неизменно выставляемый в течение пяти лет перспективный ПС-90А2, единственный и неповторимый для всей магистральной авиации России.

Большие надежды были на экспорт аэробусов в Китай. Более 10 лет технические специалисты из КНР изучали положение дел в Воронеже, Ульяновске, Перми и Казани. В 2002 году состоялся первый заказ на пять российских Ту-204-120 с двигателями Rolls-Royse. Как водится, в новой России разразился скандал по поводу того, кто "в самолетах хозяин" и через кого пойдут финансовые потоки в Ульяновск. И, как результат, в январе 2004 года китайцы разместили заказ на постройку в течение двух лет 52-х аэробусов Airbus европейского авиаконсорциума в Тулузе (Франция).

Особо порадовал на пермской экспозиции газотурбинный двигатель ГТУ-12П во взрывозащищенном исполнении. По расчетам программы "Урал-Газпром" (редакция 1994 года), ОАО "Пермские моторы" должно было поставлять до 120 установок в год. С 2001 года "Газпром" начал заказывать в Пермь до 70 штук газотурбинных установок. В 2002-2003 годах пермские производственники под руководством первого заместителя генерального директора "Пермского моторного завода" Эдуарда Черкашина совершили, можно сказать, промышленный подвиг, подняв годовое производство больших турбин с шести до 64 штук.

Многолетний виртуальный конкурент пермяков - НПО "Сатурн" (Рыбинск - Москва - Лыткарино) "гвоздем" своей экспозиции сделал проект модернизированного двигателя Д30-КП-3 "Бурлак" для переоснащения парка транспортных самолетов Ил-76 (произведено 840 штук) в противовес уже сертифицированному пермскому двигателю ПС-90-76.

И опять возникает вопрос: а будет ли серийная модернизация Ил-76? В 1995 году построили один самолет Ил-76ФМ с ПС-90А, но не сертифицировали до сих пор.

С 2002 года, после введения жестких требований по шуму и эмиссии дыма, резко сократился международный рынок для работающих самолетов Ил-76. Их места заняли транспортные Boeing и Airbus. А вот производство турбовентиляторного двигателя SM-146 НПО "Сатурн" совместно с французской Snekma Moteurs имеет большую рыночную перспективу. Для создания российских региональных самолетов (варианты на 60, 75 и 95 мест) RRJ свои усилия объединили корпорации "Сухой", "Ильюшин", "Сатурн", Boeing и бывший Росавиакосмос. Начать серийный выпуск двигателей и сертифицированных самолетов планируется с 2007 года. Сегодня Россия региональные самолеты не производит.

В интересах развития совместных проектов с западными компаниями в сфере авиапромышленности Правительство РФ 20 апреля 2004 года внесло в Госдуму законопроект, позволяющий иностранным партнерам иметь до 50% акций российских авиазаводов.

Маленькая, но гордая экспозиция украинского альянса "Зоря-Машпроект" (Николаев) с радостью информировала всех участников салона о нарастающих объемах заказов от ОАО "Газпром". В 2002-2003 годах поставлено 15 штук турбин единичной мощностью 25 МВт в "Пермтрансгаз" и "Тюменьтрансгаз". Объем заказов 2004 года - 64 турбины для газоперекачивающих агрегатов российских газопроводов.

В экспозициях салона четко просматривается поступательное становление интегрированных компаний: НПО "Сатурн", "Газотурбинные двигатели", ФГУП "Салют" (Москва), "Мотор Сiч - В. Климов" (вертолетные двигатели). А вот создание корпорации "Двигатели Николая Кузнецова" (Самара, Казань) и Пермского центра двигателестроения пока не состоялось.

Советский авиапром в 1960-1980-е годы занимал 25-27% мирового рынка авиатехники, экспортировал магистральные самолеты "Ту", "Як", "Ил", вертолеты и боевую авиацию в 67 стран мира. Российский авиапром на мировом рынке известен поставкой вертолетов в развивающиеся страны и истребителей в Индию, Китай и Малайзию. На внутреннем рынке востребованы лишь услуги капитального ремонта. Авиакомпании донашивают парк самолетов и двигателей, оставшихся от советского "Аэрофлота"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новый Компаньон». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка