Независимое военное обозрение
30 июля 2004, 13:59
Провальное Фарнборо
На завершившемся крупнейшем авиасалоне "Фарнборо-2004" Россия, кроме одного реального экспоната - вертолета радиолокационного дозора Ка-31 - не представила ни одной боевой машины. Можно сказать, российские специалисты на пальцах объясняли преимущества отечественной военной продукции
Пропагандистская шумиха вокруг предстоящего салона была проведена с большой помпой. Западным зрителям обещали показать во всем блеске самые последние достижения российской оборонки. На деле же почти все экспонаты боевой техники фигурировали на стендах в виде плакатов, макетов и постеров. Тысячи посетителей выставки так и не увидели взлетающих с оглушающим ревом "Сухих" и МиГов и знаменитую "кобру". Вряд ли у них останется хотя бы какое-то впечатление от российской части экспозиции салона.
Отсутствие реальных, вооруженных до зубов МиГов, "Сухих" и другой ударной авиационной техники России на столь престижном промышленном форуме говорит о том, что ей стало нечего показывать изощренному западному зрителю.
По мнению специалистов из оборонки, экспозиция в Фарнборо является результатом малоэффективных попыток реформирования ОПК. В связи с чем и появилось надуманное объяснение: Запад прекрасно-де осведомлен обо всех достоинствах российской техники. Поэтому в проведении реальных демонстрационных полетов теперь, вроде бы, нет необходимости. Кроме того, это слишком дорогое удовольствие.
В пресс-службе АХК "Сухой" корреспонденту "НВО" сообщили, что демонстрация одного истребителя, включая перегон, запчасти и обслуживание, обходится фирме в один миллион долларов, не считая заправок топливом, каждая из которых стоит 10 тысяч долларов. Позвольте усомниться в том, что это дорого и малоэффективно. Для "Рособоронэкспорта", который руководит выполнением миллиардных заказов и стоит во главе угла всех представительских мероприятий ОПК, такие деньги просто смешная сумма. Да и для "Сухого", который в ближайшие пять лет планирует освоить 8 млрд. долларов, это тоже не Бог весть какие деньги. Тем более что до сих пор гонять знаменитые "Сушки" на такое представительное собрание вовсе не считалось накладным занятием. А вот принимать решения о размещении заказов, находясь под впечатлением от картонок и деревяшек, - здесь, простите, дураков нет.
Кроме того, по утверждению экспертов, на салоне была очень бедно представлена российская космическая техника. Единственным предприятием, выставлявшимся на выставке от российской космической промышленности, было НПО прикладной механики им. Решетнева. Специалисты космической отрасли расценивают этот факт как провальный для такой крупной международной выставки.
Не в пример России на западных стендах было много интересных военных экспонатов. Особое внимание зрителей и специалистов привлекли беспилотные летательные аппараты самого различного назначения. Главными объектами такого интереса стали представленные американскими компаниями Boeing и Northrop Grumman полномасштабные образцы беспилотного ударного боевого самолета X-45 и беспилотного истребителя палубного базирования X-47B. Программу создания беспилотных боевых самолетов совместно с "Управлением перспективных военных исследований" (ДАРПА) осуществляют министерства ВВС и ВМС. Расходы на реализацию этой программы в 2002 - 2009 гг., по оценкам американских специалистов, превысят сумму в 2,6 млрд. долларов. На вооружение ВВС и ВМС эти БЛА должны поступить в 2010 году.
Отсутствие пилотов позволит применять такую технику над территорией противника и обеспечить реализацию концепции ведения "бесконтактных войн", выполнение теоретических требований "войны с нулевыми жертвами". При этом атакующая сторона практически не подвергается политическим рискам, как это обычно бывает в случае использования стандартной боевой авиации при гибели или пленении летчика.
В этом смысле Россия смогла ответить Америке только показом макетов БЛА "Пчела" с инфракрасной аппаратурой, обеспечивающей ночное применение этого аппарата. Разработчики до сих пор не знают реальных потребностей военных в системах подобного типа. По словам эксперта, "работы в области БЛА в России пока не имеют четко определенного заказчика". А о ударных беспилотных комплексах России и вообще говорить не приходится. Вот и выглядит российская экспозиция, как бледная тень, мало различимая на ярко голубом небе английского Фарнборо....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы