О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Где наши крылья?

Историческое авиашоу "Летающие легенды" прошло на территории Центрального музея ВВС РФ в Монино. Три дня 18 ретро-самолетов развлекали любителей летающей старины

Историческое авиашоу "Летающие легенды" прошло на территории Центрального музея ВВС РФ в Монино. Три дня 18 ретро-самолетов развлекали 100 тыс. любителей летающей старины на стилизованном полевом аэродроме времен Второй мировой войны.

Над аэродромом завыла сирена. В небе возник силуэт бомбардировщика Junkers-87, следом за ним из облаков вынырнул Messerschmitt-109. Загрохотали зенитки. Навстречу агрессорам взлетели "Яки". Покружив в небе и выполнив несколько замысловатых фигур высшего пилотажа, все самолеты благополучно приземлились на аэродром. Никто никого не сбил.

Шоу было на высоте. В прямом и переносном смысле. Настроение подпортили лишь погода и тот факт, что большинство крылатых олдтаймеров прилетели из-за рубежа. На "Летающих легендах" выяснилось, что Россия не бережет свои раритеты. В то время как, например, королевские ВВС Великобритании содержат смешанную эскадрилью времен Второй мировой. "У нас этот бизнес не развит, - посетовал организатор "Летающих легенд", президент компании "Центр выставочных технологий" Владимир Бер. - В России единственный завод, занимающийся реставрацией, находится в Новосибирске. Но на нем чаще воссоздают самолеты по чертежам, а не реставрируют, и продают за рубеж". По оценке начальника научно-экспозиционного музея ЦМ ВВС Владимира Велигоненко, восстановление самолета времен Второй мировой стоит от 1 до 10 млн. рублей и занимает от 3 до 6 лет кропотливой работы. Тем не менее главком ВВС Владимир Михайлов пообещал, что в будущем Минобороны постарается воссоздать весь самолетный парк России.

А пока внимание зрителей было приковано к американскому бомбардировщику B-25 Mitchell. Пилот Раймунд Ридманн объяснил журналистам: "Самолет может летать только по прямой на низких высотах. Никаких фигур пилотажа он выполнить не в состоянии". Увидев В-25, 85-летний генерал-полковник Василий Решетников попросился за штурвал. В годы войны он совершил на Mitchell 300 боевых вылетов. Иностранцы не смогли отказать ветерану. Наверное, подумали, посидит - и выйдет. Но Герой Советского Союза взлетел и, вспомнив молодость, устроил над Монино чудеса на виражах. Владельцы самолета чуть не заработали инфаркт, глядя на высший пилотаж на низких высотах. Впрочем, все авиашоу было застраховано компанией "Согаз" на $1 млн. Помимо этого каждый раритет застраховали на 200 тыс. евро еще до вылета в Россию. Каждому летчику заплатили от 5 до 7 тыс. евро за прилет. К сожалению, большинство этих средств досталось иностранцам, а не российским хранителям авиационного антиквариата.

Андрей Разбаш, генпродюсер телекомпании ВИД, ведущий программы "Крылья": "Пока по башке чиновнику не ударят, ничего не изменится!"

- Насколько популярны ретро-самолеты в России?


- Я знаю уже двух владельцев ретро-самолетов. Эти люди не афишируют себя. "Собственный самолет" - в нашей стране звучит дико. Хотя дело-то правильное и хорошее - все-таки сохранение истории. В некотором смысле старые самолеты - это предметы инженерного искусства. И к стыду России, самые большие коллекции наших летающих самолетов находятся в Великобритании, Новой Зеландии и Америке. Там есть даже реактивные летающие МиГ-15 и МиГ-16. А у нас нет. Все самолеты, восстановленные в Новосибирске, летают за рубежом. Ни одна авиационная корпорация не может, видимо, тратить деньги на историю! Это - не политика ВВС и не политика Министерства транспорта.

- С проведением авиашоу что-то изменится?

- Да пока по башке кто-то не ударит чиновнику, ничего не изменится! Если министр возглавляет технологическое министерство и сам не увлечен своей отраслью как историей - то фиговенький он министр.

- Но ведь Министерство обороны помогало в организации праздника?

- Конечно, событие большое, потому что впервые летали старенькие самолеты. Но при этом наши непатриотичные авиационные власти запретили нашим самолетам летать - тем, которые летать могли. А вообще - позор властям! Недавно разбился последний Ли-2. Олег Лякишев на собственные средства содержал уникальную машину. Ее ценность для истории нашей авиации - все равно что Рерих для Третьяковки. Самолетик разбился буквально месяц назад, потому что жил в нищете....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка