Российское военное обозрение
16 ноября 2004, 16:20
Маршрут из Фарнборо в Чжухай
Российская экспозиция регулярно присутствует и на международном авиасалоне "Фарнборо", и, конечно же, на в главной шоу-площадке Востока - в китайском городе Чжухай
"Серебро" тоже неплохо
Начнем с приятного для россиян факта. Отечественный авиапром все же вышел в призеры мирового первенства по ежегодному производству самолетов. Пока, правда, только боевых, да и то - одной модели. Это многофункциональный истребитель Су-30МК, занявший второе место на пьедестале. Обскакали же нас в этом американцы. Нестареющий "боевой сокол" F-16 занял первое место с темпом сборки 70 машин ежегодно.
К тому же в ходе работы авиасалона фирмой Lockheed Martin было объявлено о том, что в течение ближайших двух лет ожидается подписание двух-трех соглашений на поставку самолетов типа F-16С/D (Block 50) и Е/F (Block 60). Среди возможных покупателей истребителей этого типа называется и Пакистан.
Новость интригует тем, что в ответ Индия может закупить у нас еще одну партию Су-30МКИ. Перспектива многообещающая. А это, в свою очередь, может вызвать цепную реакцию у Китая, который имеет тесные связи с Исламабадом. В таком случае Поднебесная может найти еще один-два миллиарда долларов на... опять же российские самолеты. Получаем фактически "парадокс Су". Чем больше наших самолетов покупает одна страна, тем больше затем их начинает приобретать и ее сосед.
Крылатые роботы
Глядя каждый раз на все возрастающую долю беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и другой "безлюдной" техники в экспозициях международных авиасалонов, невольно задумываешься о возможности "войны машин", живописно отображенной в нескольких сиквелах "Терминатора", которые вознесли на голливудский олимп славы нынешнего губернатора Калифорнии.
Британская выставка не явилась исключением, отразив на своих площадках тенденцию последнего времени - расширение круга задач, возлагаемых на беспилотники.
Безусловно, в этой части выставочной экспозиции всех затмили американцы, впервые продемонстрировавшие натурные макеты своих новейших боевых БПЛА Boeing X-45C и Northrop Grumman X-47B. Эти роботы - универсальны и могут базироваться не только на наземных аэродромах, но и на авианосцах.
Средний класс данных летательных аппаратов был представлен опять же американским БПЛА Predator, что в переводе означает "хищник". Хотя, надо сказать, его неуклюжий внешний вид никак не вяжется с грозным названием и уж точно не дает повода предположить, что он может не только обозревать окрестности с высоты птичьего полета, но способен даже "укусить" - для этого у него имеются высокоточные боеприпасы, такие как ПТУР Hellfire. Возможности же данного БПЛА, а точнее его новейшей модификации Predator, B-ER впечатляют. Он, например, способен барражировать на высоте 16 км в течение не менее 34 часов.
Кстати, тот, кто думает, что беспилотники бывают только самолетоподобного типа, ошибается. Есть и винтокрылые "бесчеловечные" машины. Среди них выделяются американские аппараты RQ-8A и RQ-8B Fire Scout, созданные на базе легкого двухместного вертолета и даже оснащенные собственной РЛС (а вторая модель так еще имеет на вооружении управляемые ракеты Stinger и Hellfire). Не отстают от заокеанских конструкторов и европейцы. Концерн EADS показал аналогичные аппараты Scorpio 30 и Hatel.
Но летающие роботы могут быть не только большими. Так, в сентябре 1999 года опять-таки американцы продемонстрировали широкому кругу специалистов микробеспилотник Silent Eye, который сбрасывается с носителя и просто планирует в нужном направлении. В нынешнем году разработчик продемонстрировал на салоне новую модификацию малютки.
Этот "безмолвный" робот отличается достаточно небольшой ценой (всего-то менее 15 тысяч долларов), так что всякий, у кого есть лишняя однокомнатная квартира, может поменять ее на американскую игрушку для взрослых. Благодаря своей миниатюрности такой БПЛА почти незаметен на радарах. А упрощенная схема использования позволяет избежать необходимости в специальной подготовке операторов, которые в принципе вообще не особо и нужны на время полета. Silent Eye летит сам по себе, планируя с высоты 18,3 км со скоростью 160-185 км/час на расстояние до 167 км. Длина аппарата всего 50 см, а размах крыла - 70 см. Оператор может запросто носить эту "стальную птичку" на себе.
Учение - свет, но только с хорошим самолетом
Одним из сегментов мирового рынка военной авиатехники, где Россия может претендовать на свой кусок пирога, являются учебно-тренировочные самолеты (УТС). Пока здесь на протяжении длительного времени практически безраздельно правит бал УТС Hawk британской компании BAE Systems. Но, похоже, время его уже на исходе, придется потесниться и дать дорогу другим. Возможно, даже наши самолетостроители обозначатся на этом рынке.
В 1993 году российское ОКБ им. А.С. Яковлева (в апреле сего года вошло в состав НПК "Иркут") вступило в кооперацию с итальянской компанией Aermacchi, результатом чего должен был стать совместный УТС. Однако шесть лет спустя программу зачем-то разбили на две национальные. В итоге получилось: у нас - УТС Як-130, а у них - УТС М346. Последний незадолго до выставки, 15 июля, совершил свой первый испытательный полет. Как заявил председатель совета директоров итальянской компании Джорджио Бразелли (Giorgio Brazelli) во время работы международного авиасалона, "начало летных испытаний этой машины открывает новую главу в истории фирмы". И это действительно так. Синтез традиционно высокого итальянского маркетинга и российского инжиниринга действительно должен позволить Aermacchi выйти на новый качественный уровень в области учебно-тренировочной авиации. Причем по оценкам специалистов итальянской компании, рынок военных учебных самолетов до 2005 года составит почти 4500 машин.
Но "итальянец российского происхождения" - не просто учебно-тренировочный самолет. Он является составной частью интегрированной системы подготовки летчиков, которая помимо него включает тренажеры и различные обучающие средства. В общем, российские авиаконструкторы могли бы гордиться этой машиной, если бы не одно "но". Дело в том, что он становится фактически конкурентом своего близкого родственника - российского УТС Як-130 на международном рынке...
"Золотые яйца" России
Многие называют авиационную промышленность России "курицей, несущей золотые яйца", в связи с чем возникает вопрос о том, почему наши авиакомпании под завязку забиты "Боингами" и "Эрбасами", а ВВС России вообще продолжают постепенно усыхать в размерах. Зато боевой потенциал военной авиации многих зарубежных стран довольно ощутимо повышается не без нашей помощи. Об этом свидетельствуют обнародованные российской делегацией данные о поставках различных летательных аппаратов за 2002 и 2003 годы.
Так, Индия прикупила себе 22 истребителя Су-30МКИ (10 и 12 соответственно) и 3 боевых вертолета Ми-35. Не особо богатая Мьянма отхватила десяток МиГ-29. А ее партнер по Ассоциации государств Юго-Восточной Азии - Индонезия, пережившая в 1997-2000 гг. сильнейший финансово-политический кризис, наскребла в прошлом году "по сусекам" на четыре истребителя (по два Су-27 и Су-30МК) и три боевых Ми-35. Йемен же в 2002 году приобрел 14 самолетов МиГ-29. А лидирует в списке Китай - 19 истребителей Су-30МКК (2003 год), а также 29 Су-30МК и Су-27УБ (2002 год). Итого - 48 самолетов. Вот так.
В совокупности же Россия экспортировала в 2002 году 67 самолетов и 6 вертолетов, а в 2003 году - 45 самолетов и 27 вертолетов. Хорошее подспорье для отечественного ОПК.
Бой с тенью
Одной из неприятных для нас сенсаций минувшего салона стало полное отсутствие российских "живых" самолетов или вертолетов как в воздухе, так и на статичной стоянке. В результате западные компании впервые за долгие годы почувствовали себя в определенной степени победителями. Но в ноябре нас ждет авиасалон в китайском Чжухае. Туда мы тоже не полетим?
В этой связи будет нелишним вспомнить, что на рубеже 1980-1990-х годов "Фарнборо", наравне с салоном в Ле-Бурже, стало местом триумфальных дебютов новейшей советской боевой авиационной техники четвертого поколения и поколения "4+", таких самолетов, как Су-27, Су-35 (Су-27М), МиГ-29М, и других. Да и впоследствии мало кто мог составить конкуренцию в показательных выступлениях нашим "сушкам" и "мигам". И вот такой неожиданный подарок Западу.
Впрочем, руководители российской делегации почти в унисон заявляют, что причина отсутствия наших самолетов в летном показе - несговорчивость организаторов салона, не пожелавших пойти России навстречу и компенсировать часть операционных расходов. Что это, обычные сетования отечественных чиновников на отсутствие средств? Или же первые признаки зарождения на Западе новой волны по выдавливанию России с мировых рынков как успешного и потому нежелательного конкурента? Время покажет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российское военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов