ТАСС
19 ноября 2004, 17:37
Парламентские слушания "О законодательном обеспечении развития авиационного транспорта" проходят в Госдуме
Парламентские слушания "О законодательном обеспечении развития авиационного транспорта" прошли 18 ноября в Комитете Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи
С ключевыми докладами выступят заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов и заместитель председателя комитета Рифат Шайхутдинов. О состоянии дел в отрасли расскажут директор департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго России Юрий Коптев, заместитель главнокомандующего ВВС Анатолий Ноговицын, генеральный директор ОАО "Аэрофлот" Валерий Окулов, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер, генеральный конструктор ОАО "Туполев" Игорь Шевчук, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.
Участники Парламентских слушаний отмечают постоянный рост авиаперевозок, начиная с 2000 г. В 2003 году пассажирооборот составил 71,1 млрд. пассажирокилометров, перевезено 29,4 млн.пассажиров и 621 тыс.тонн почты и грузов. По отношению к 1999 году рост пассажирооборота составил 33%. Доля воздушного транспорта в суммарном пассажирообороте железнодорожного (в дальнем сообщении) и воздушного транспорта в 2003 году составила 39,4%, а за 9 месяцев 2004 года - 42,2%. За 10 месяцев 2004 года пассажирооборот вырос по сравнению с этим периодом 2003 года на 18%.
По состоянию на начало 2004 года гражданская авиация России включала в себя 215 авиакомпаний, из них 55 государственных, 423 аэропорта, из них 70 - международных. Продолжается тенденция укрупнения авиакомпаний и концентрация пассажирских перевозок вокруг крупнейших авиаперевозчиков. За 9 месяцев 2004 года 30 крупнейших авиакомпаний России выполнили 92,4% от общего объема пассажирских перевозок.
В 2003 году в авиационной промышленности было занято около 520 тыс. человек. Объем промышленной продукции за 2003 год составил 157 млрд. рублей. Рост объемов выпуска продукции в 2003 году по сравнению с 2002 годом в сопоставимых ценах составил 5,6%, средняя зарплата возросла на 24% и составила по промышленности 6632 рубля.
При этом бюджетные средства на Программу развития гражданской авиационной техники полностью окупаются за счет налогов в бюджет и внебюджетные фонды (в 2003 году из бюджета получено 2,9 млрд. руб., налоги составили более 4 млрд. руб.).
С 1999 года началось постепенное увеличение объемов продукции авиационных заводов. В 2003 году было построено 115 гражданских воздушных судов разного класса, в том числе 22 самолета и 93 вертолета.
Гражданская авиация занимает особое место в системе законодательного обеспечения деятельности транспортного комплекса в силу специфики ее деятельности, отраженной в стандартах и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), а также разработанными внутригосударственными нормативными правовыми актами.
Участники слушаний отмечают следующие положительные изменения в государственном регулировании развития авиационного транспорта:
- на государственном уровне сформирована и доведена до авиационного сообщества национальная авиационная политика, определены основные направления ее реализации;
- определена стратегия развития авиационного транспорта до 2015 года и разработаны меры по ее осуществлению;
- принятые за последние годы на законодательном и правительственном уровнях решения направлены на создание условий для нормального функционирования и развития воздушного транспорта России;
- государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации в соответствии с Постановлением Правительства от 29.09.98 № 1131 осуществляют государственные инспекторские органы гражданской авиации - структурные подразделения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России и ее территориальных органов.
Разработаны и согласовываются проекты законов "О внесении изменений и дополнений в статьи 21, 36, 37 Воздушного кодекса Российской Федерации", "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", "О транспортной безопасности", "О защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В то же время продолжает сохраняться ряд негативных тенденций, препятствующих развитию отечественного воздушного транспорта.
Медленно решается вопрос пополнения парка современными отечественными воздушными судами, отвечающими международным требованиям ИКАО, на базе увеличения выпуска отечественных самолетов и их лизинга, что создает серьезные проблемы в обеспечении международных перевозок. Доля перевозок на самолетах Ил-96, Ту-214 и Ту-204 в настоящее время составляет 8%, в то время как на самолетах зарубежного производства выполняется почти 22%.
В то же время отечественная авиационная промышленность продолжает находиться в тяжелом состоянии, которое характеризуется резким сокращением объемов производства и разработок воздушных судов, износом основных фондов и экспериментальной базы, сокращением численности, отсутствием оборотных средств на предприятиях. Производственная база серийных предприятий авиационной промышленности пока обеспечивает возможность изготовления современной авиационной техники. Однако, свыше 90% станочного оборудования имеет возраст более 20 лет. Нуждается в замене или модернизации 60% оборудования.
Необходимость обновления парка воздушных судов с экономичными топливными характеристиками обуславливается также резким ростом цен на авиационные ГСМ. В течение года цены на топливо выросли практически на 40%. Доля расходов на ГСМ в первом полугодии 2004 года составила 30%; в результате роста цен эта доля во втором полугодии текущего года увеличится до 35-40%.
Такой рост негативно сказался на темпах роста перевозок в связи с удорожанием себестоимости и вынужденного увеличения тарифов и введением авиакомпаниями топливной надбавки к тарифам (от 5 до 15 долл. США с пассажира). Если в первом полугодии 2004 года рост пассажирских перевозок составил 23,6 %, то начиная с сентября текущего года эти темпы значительно снизились (сентябрь - 9,1%, октябрь - 4,3%).
Особое место в ряду проблем авиационного транспорта занимает возрастание террористической опасности.
Террористические акты, помимо угрозы жизни и безопасности людей, подрывают авторитет гражданской авиации, доверие к обеспечению ее безопасности, что приводит к падению спроса на авиаперевозки, сокращению доходов и потере рабочих мест в аэропортах и авиакомпаниях.
Нарастает угроза использования террористами воздушных судов в качестве оружия поражения, вероятность применения ими биохимических и радиоактивных веществ. Реальные происшествия продемонстрировали, что службы авиационной безопасности авиапредприятий гражданской авиации России оказались не в полной мере готовыми противостоять новым угрозам.
Глобальной проблемой становятся вопросы обеспечения соответствия воздушных судов международным требованиям по экологии и оснащению современными средствами навигации. Эксплуатационные ограничения по уровню шума, введенные международными организациями, привели к исключению многих типов воздушных судов отечественного производства из сферы международных полетов.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав и обсудив доклады и выступления, участники парламентских слушаний подготовят рекомендации в адрес Правительства РФ и законодательных (представительных) органов субъектов РФ....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов