О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Парламентские слушания "О законодательном обеспечении развития авиационного транспорта"

Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи провел парламентские слушания на тему "О законодательном обеспечении развития авиационного транспорта"

В малом зале Госдумы 18 ноября Комитет ГД по энергетике, транспорту и связи провел парламентские слушания на тему "О законодательном обеспечении развития авиационного транспорта". В них прияли участие 180 человек, представлявших 130 различных организаций России, связанных с авиационной отраслью, ВВС и авиаперевозками пассажиров.

Вел слушания заместитель председателя комитета Рифат Шайхутдинов, так как председатель его - Валерий Язев - участвовал во встрече Владимира Путина с руководством партии "Единая Россия". Однако В. Язев успел к окончаниям слушаний и сообщил, что президент выразил недоумение, почему до сих пор не создана единая система безопасности на транспорте, а также поинтересовался, когда будет принят Закон "О безопасности на авиатранспорте". От себя В. Язев заявил, что при рассмотрении на комитете вопросов безопасности никаких преференций отдельным видам транспорта не будет.

Открыл слушания заместитель министра транспорта Сергей Аристов. Вес авиатранспорта для развития и вообще существования России как государства он мотивировал тем, что более половины территории страны не имеют наземных транспортных коммуникаций. Поэтому необходимы конкретные действия по повышению эффективности государственного регулирования в области авиатранспорта, особенно на фоне постоянно растущих цен на ГСМ. Цены на авиабилеты возрасти на столько, что они превышают на 50% среднедушевой доход по стране и пользоваться воздушным транспортом могут себе позволить только 3% населения. К этому добавляется нестабильная работа аэропортов и избыточное количество среди них международных.

Сейчас Минтранс дорабатывает "Транспортную стратегию России", в которой выделены приоритеты. Что касается гражданской авиации, то в ней все чаще звучит понятие "частно - государственное партнерство". Под ним подразумеваются инвестиции частного капитала в те объекты инфраструктуры аэропортов, которые не могут быть приватизированы (ВПП, свето-сигнальное оборудование, управление аэропортами и т. д.).

Стоящие перед Минтрансом до 2007 года задачи С. Аристов свел к нескольким основным пунктам. Это создание современной транспортной инфраструктуры, включающей развитую аэродромную сеть, и организацию хабов. Повышение доступности авиаперевозок, что напрямую связано с увеличением жизненного уровня населения. Оптимизация количества международных аэропортов и повышение конкурентоспособности России на транзитных международных авиалиниях. Необходимо обеспечить повышение комплексной безопасности и надежности всей транспортной системы страны. Улучшение инвестиционного климата в авиаотрасли, что также включает снижение давления транспортной составляющей на федеральный бюджет.

Что касается работы в области международной договорной деятельности, то в ближайшие 2-3 года предстоит ратифицировать Монреальскую конвенцию, которая сменит Варшавскую, заключенную в 1922 году. Сейчас конвенцию подписали 15 государств, а вступление ее в силу произойдет, когда число их достигнет 30, а на это требуется как раз те 2-3 года. Через этот же промежуток времени вступит в силу и Кейптаунская конвенция, присоединение к которой удешевит для России лизинг авиатехники.

По регламентирующим авиационную деятельность внутренним документам замминистра отметил необходимость выявления всех нормативных актов, нарушающих свободную конкуренцию на воздушном транспорте.

В области законотворческой деятельности федерального уровня Минтранс считает необходимым возвратиться к повторному рассмотрению проекта закона "Об аэропортовой деятельности". В конце 2004 - начале 2005 года министерство закончит разработку концепции "Транспортной безопасности", а проект закона по этому вопросу оно направит уже в ноябре в Государственную Думу. На настоящее время разработаны и согласовываются проекты законов "О внесении изменений и дополнений в статьи 21, 36, 37 Воздушного Кодекса Российской Федерации", "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" (прошел в Думе первое чтение), "О транспортной безопасности", "О защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", "О внесении изменений и дополнений в Закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Выступивший с содокладом от имени комитета по энергетике, транспорту и связи Р. Шайхутдинов отметил, что за последнее время быстро растет число перевезенных авиатранспортом пассажиров. Так за 10 месяцев этого года пассажирооборот возрос к соответствующему периоду 2003 г. на 18%. В проекте бюджета на 2005 год в рамках второго чтения было значительно увеличено, хотя явно недостаточно, финансирование воздушного транспорта. Так подпрограмма "Гражданская авиация" ФЦП "Модернизация транспортной системы России" увеличена почти в пять раз. Увеличено финансирование ведомственной программы государственной поддержки обновления парка воздушных судов.

Р. Шайхутдинов назвал 5 основных проблем, которые по его мнению, являются предкризисными. Среди них - крайняя запущенность наземной инфраструктуры (за последние годы количество аэропортов сократилось с 1300 до 425). Хотя в стране действуют 70 международных аэропортов, требованиям ИКАО по высшей категорийности отвечает только один. Опять же негативным фактором является резкий рост цен на авиатопливо. Большие потери воздушных судов и человеческие жертвы в авиационных катастрофах - с 1997 г. они составили 352 самолета и вертолета и 1900 человек. В вопросах безопасности, особенно вне обеих столиц, очень низкий уровень контроля багажа - может быть выявлено только 30% запрещенных к провозу предметов. И, наконец, проблемы, которые встают перед гражданской авиацией при вступлении России в ВТО.

Владимир Жириновский в своем выступлении подчеркнул, что он всегда выступал и выступает за возрождение Министерства Гражданской авиации.

Директор департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго России Юрий Коптев отметил, что в стране никогда не возродятся 9 заводов окончательной сборки самолетов, что и не надо. Реально заказы могут получать и выполнять только 4 из них. Что касается системы закупки авиатехники по лизингу, то она только зарождается. Государство выделило на него 120 млн. долл. и сейчас с привлечением других средств строятся 19 самолетов. В бюджете на 2005 г. заложено 6 млрд. руб. на поддержание лизинга, что дает толчок к увеличению их производства. Всего же по расчетам Минтранса надо поставить 180 новых воздушных судов, что позволит обновить существующий парк.

Что касается разработанной министерством "Стратегии развития авиационной промышленности" до 2015 года, то к названному году отечественные самолеты должны занять 10% мировых продаж гражданской авиатехники. Стратегия предусматривает изменение отношения государства к авиапромышленности и приближение ее к существующей мировой практике, когда 30-40% стоимости новых разработок финансируются из госбюджета. Сейчас же военная авиация, провозглашенная одной из наиболее приоритетных составляющих вооруженных сил, занимает только 7 место в оборонном заказе.

С последним выступлением полностью согласился заместитель Главнокомандующего ВВС генерал-полковник Анатолий Ноговицин, который большую часть своего выступления посвятил транспортной авиации. Сейчас ВТА и ТА родов войск насчитывает 400 самолетов и 600 вертолетов. Они обеспечивают переброску 30% войск (14% приходится на морской и речной транспорт и 56% - на наземный). Но к 2015 году из-за выбытия воздушных судов ВТА и ТА смогут удовлетворить только 40% потребности вооруженных сил в воздушных перевозках. Из новых самолетов для ВТА до 2015 г. должен появиться Ил-112В, защита эскизного проекта которого назначена на ноябрь этого года. Что касается Ан-70, то финансирование проекта потребует еще 210 млрд. руб.

В кризисных ситуациях справиться с возникающими перед страной задачами только силами ВТА и ТА родов войск не удастся. Надо привлекать самолетный парк авиакомпаний. Но сейчас 47% подлежащих мобилизации их воздушных судов не могут летать. Особенно это касается самолетов Ил-76, принадлежащих обанкротившимся авиакомпаниям. Надо также пересмотреть законы по привлечению гражданских Ан-124 в час "Х".

Для военных с точки зрения безопасности полетов стала серьезной "головной болью" АОН - нет единого закона по регламентации этого вида авиации. Нужна единая стратегия в этом вопросе, а не отдельная в гражданской и военной авиации. В качестве примера генерал-полковник привел Подмосковье, используются почти 1600 различных летательных аппаратов, которыми никто не управляет, а хранение ведется чуть ли не в условиях сараев.

Генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов начал свое выступление совершенно необычным заходом. Он стал говорить о том, что не надо делать. Это разработка и принятие законов, увеличивающих расходы авиакомпаний. Среди них - связанные с авиационной безопасностью. Во всем мире безопасность финансируется государством, а не пассажирами за счет увеличения цен на авиабилеты.

Отвергая обвинения авиастроителей в нежелании закупать отечественные самолеты В. Окулов привел в качестве примера положение с оборудованием самолетов системой оповещения о сближении с землей. Хотя ИКАО предупреждал несколько лет тому назад, что с 1 января 2005 г. это положение вступит в силу, авиапромышленность "не чесалась". В результате ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" вынуждено с 2005 года прекратить полеты в Европу и на Кубу самолетов Ил-96 и Ту-204, которые не оснащены системами оповещения о сближении с землей. Соответствующие разработка и установка систем на названные самолеты займут примерно 1 год.

Проблема импорта затрагивает не только гражданские самолеты, но и наземный обслуживающий транспорт, по которым видам его у отечественных производителей почти нет конкурентоспособных предложений. Что касается цены на ГСМ, то в течение года цены на авиатопливо возросли на 40% и сейчас доля топливной составляющей в цене авиабилетов достигла 40%.

По мнению В. Окулова, Россия стала терять транзитных пассажиров, так как в настоящее время вокруг страны создано и эффективно функционируют несколько транзитных хабов. Это Хельсинки, Прага и быстро развивающийся "Борисполь" (Киев).

Начальник управления летной годности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Андрей Елистратов, говоря о состоянии воздушного парка отметил, что уровень реально эксплуатируемых судов составляет 45% (2500 из 5717 числящихся). Только с начала 2002 г. были списаны 301 самолет и вертолет. Что касается безопасности авиапассажиров, то у аэропортов нет средств на закупку дорогостоящего оборудования для обнаружения взрывчатых предметов, проносимых на теле людей.

И. О. Генерального директора ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Олег Алексеев отметил необходимость законодательного обеспечения совершенствования аэропортового навигационного оборудования и равенства всех прав пользователей воздушного пространства РФ. Сейчас же Минобороны регулирует 83% его, хотя гражданская авиация использует 92% этого пространства. Он также привел статистику по своей организации - в "Госкорпорации по ОрВД" трудятся более 20 тыс. человек и оборот ее составляет 11,5 млрд. руб.

Так как все заявленные к выступлениям из-за регламента слушаний не смогли сделать свои доклады, то они представят их в письменном виде для включения в стенограмму Парламентских слушаний. Также все участники слушаний могут внести свои добавления и изменения в проект Рекомендаций объемом немногим более 8 печатных страниц.

Среди прочего они включают 15 пунктов, относящихся к правительственной компетенции. Это выше перечисленные проекты федеральных законов, которые необходимо внести в Госдуму, определение порядка возмещения расходов авиапредприятий на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении за счет федерального бюджета и внебюджетных источников.

Минтрансу Рекомендациями предложено выработать механизм по значительному увеличению объема отчислений на нужды гражданской авиации от компенсационных сборов за пользование транссибирскими магистралями, взимаемых с иностранных перевозчиков, получаемых "Аэрофлотом", а также рассмотреть возможности принятия целевой программы (подпрограммы) по оснащению аэропортов РФ средствами автоматической регистрации пассажиров. В связи с резким ростом цен на авиатопливо правительству необходимо разработать и внести на рассмотрение в Госдуму законопроекта, предусматривающего осуществление необходимых мер правового характера, которые бы сдерживали этот рост, определяли твердый характер и периодичность изменения цен, стимулировали развитие конкурентной среды в системе топливообеспечения в аэропортах....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка