О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Русские кульбиты на индийском авиасалоне

На базе индийских ВВС под Бангалором прошла международная выставка Aero India-2005, которая "приобретает брэнд лучшей тематической выставки в Юго-Восточной Азии"

На базе индийских ВВС Елаханка под Бангалором с 9 по 13 февраля проходила международная выставка Aero India-2005, которая, по мнению министра обороны Пранаба Мукерджи, "приобретает брэнд лучшей тематической выставки в Юго-Восточной Азии". Среди экспозиций, представленных 30 странами мира, крупнейшей стала российская, что вполне соответствует роли России, как крупнейшего поставщика оружия и техники индийским ВС. В 2004 г. объем ВТС наших стран составил 1,8 млрд. долл. И хотя доля России в закупках индийских ВС практически не меняется, их увеличение способствует росту общего объема ВТС.

Несмотря на значительные трудности, ряду российских предприятий и системе ВТС в целом удается адаптироваться к новой политике индийских властей. Суть этой политики состоит в том, чтобы покупать меньше готовой продукции и в то же время увеличивать объемы совместного производства и разработки вооружения и техники.

На выставке Aero India-2005 этот тезис подтвердил министр обороны Индии Пранаб Мукерджи, назвавший две российско-индийские программы примерами для подражания. Речь идет, во-первых, о совместном предприятии "Брамос", разрабатывающем и выпускающем тяжелую сверхзвуковую противокорабельную ракету PJ-10. Второй пример - совместная программа корпораций Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) и "Иркут" по лицензионному производству в Индии истребителей Су-30МКИ.

Этот истребитель, особенно после побед в учебных боях 2004 г. с ВВС США и Сингапура, в Индии считается предметом национальной гордости. На выставке Су-30МКИ представляют и пилотируют сами индийские ВВС, что считается наилучшей формой рекламы. После завершения поставок Су-30МКИ и ввода в состав ВВС первых самолетов, собранных на заводе HAL, российско-индийская программа вошла в период эволюционного и несколько рутинного развития. "Иркут", HAL и их смежники планируют совершенствовать самолет и развивать разделение труда. В частности, сопредседатель совместного предприятия "Брамос" Сиватхану Пиллаи заявил о том, что в ближайшие 2-3 года будет завершено создание авиационного варианта ракеты PJ-10. Он также впервые назвал ожидаемые темпы производства российско-индийских ракет - до 100 единиц в год.

Если для "Иркута" и "Сухого" период острой борьбы за заказы ВВС Индии успешно завершен, то для РСК "МиГ" - в самом разгаре. На выставке Aero India-2005 перешла в открытую фазу острая конкурентная борьба вокруг нового тендера на переоснащение индийских ВВС, которые ищут замену своим основным истребителям МиГ-21. Возраст половины из трех сотен стоящих на вооружении этих истребителей легкого класса превышает 30 лет. ВВС Индии в соответствии с современными тенденциями заменяют их смешанным парком самолетов легкого и среднего класса. В качестве первых выступают LCA (Light Combat Aircraft ("легкий боевой самолет") местного производства. В ходе выставки представители ВВС Индии сообщили о планах разместить на мощностях компании HAL заказ на 40 сверхзвуковых истребителей LCA стоимостью 900 млн. дол.

На боевые самолеты среднего класса решено объявить международный конкурс. В соответствии с его условиями планируется закупить и выпустить в Индии по лицензии 126 новых истребителей. Общая сумма контракта оценивается как минимум в 5 млрд. долл., а суммарный объем программы может увеличиться до 9 млрд. долл. Нет сомнений в том, что новый тендер станет самой значительной сделкой десятилетия, какой в 90-е годы была программа Су-30МКИ.

Основными претендентами на победу в тендере стали российская РСК "МиГ" с истребителями нового семейства МиГ-29М/М2, американская Lockheed-Martin с F-16 (скорее всего block 50), шведско-британский альянс с JAS-39 Gripen и французская Dassault с Mirage 2000-5 MkII. Для французов само объявление тендера стало неприятным сюрпризом. Недавно ушедший главком ВВС Индии Сринивасапурам Кришнасвами хотел закупить "Миражи" на безальтернативной основе. Однако новое руководство ВВС решило придерживаться политики "fair play", что нашло поддержку в Министерстве обороны и правительстве. Каковы же шансы претендентов?

По оценке экспертов, хуже всех дела обстоят у Gripen. Британско-шведский истребитель с американскими ракетами и двигателем разработки США поставит Индию в зависимость от политической конъюнктуры. Кроме того, Gripen находится в одном классе с LCA и тем самым ставит крест на важнейшей национальной программе.

Политические факторы работают и против американцев. Выступая на открытии выставки, министр обороны Индии Пранаб Мукерджи не преминул напомнить о санкциях, наложенных Вашингтоном после ядерных испытаний 1998 г. Министр прямо связал возможность закупки F-16 с "окончательным решением вопроса о независимости поставок и передаче технологий". Эксперты увидели в этом серьезный барьер для Lockheed-Martin, которая, кстати, параллельно пытается продвинуть F-16 в Пакистан, что не может не беспокоить Дели.

Таким образом, основная схватка развернется между РСК "МиГ" и Dassault. У каждой из компаний есть свои сильные стороны. Репутация Mirage в Индии несколько выше за счет того, что это - многоцелевой истребитель с великолепной системой послепродажной поддержки.

"Микояновцы", в свою очередь, приготовили ряд сюрпризов. Их новые МиГ-29М/М2 также представляют собой многофункциональные истребители с полным арсеналом управляемого вооружения для борьбы с воздушными, наземными и надводными целями. Их ресурс увеличен с 2500 до 6000 тысяч часов, и они, как и западные конкуренты, эксплуатируются по техническому состоянию, то есть не требуют регулярных дорогостоящих ремонтов. Новая система обслуживания была разработана "микояновцами" по требованию вооруженных "МиГами" новых членов НАТО и уже внедрена в ряде государств ЦВЕ.

Несомненным преимуществом МиГ-29М/М2 является высокая степень унификации с корабельными истребителями МиГ-29К/КУБ, которые будут поставляться ВМС Индии с 2007 г. Для них создаются сервисный центр и консигнационный склад запчастей, что должно решить извечную российскую проблему - низкую оперативность сервисной поддержки. Не исключается, что новые "МиГи" будут унифицированы по бортовому оборудованию с Су-30МКИ, что также благожелательно воспринимается индийской стороной.

Впрочем, упомянутая унификация имеет не только позитивную сторону. Выбор в пользу МиГ-29М/М2 может нарушить традиционную политику диверсификации поставщиков, проводимую ВВС Индии и воплощенную в нынешнем парке самолетов.

Выставка Aero India-2005 принесла интересные вести не только по микояновской тематике. Холдинг "Сухой" существенно продвинулся в переговорах по привлечению HAL на условиях разделения рисков к программе региональных пассажирских самолетов RRJ. Ожидается, что доля HAL составит примерно 10%.

На выставке объявлено о скором заключении контракта на поставку Индии реактивных двигателей АЛ-55, которые создаются в НПО "Сатурн". Победа этой фирмы над французской компанией СНЕКМА в 2004 г. в тендере на оснащение учебно-тренировочного самолета HJT-36 увеличила шансы России в ожидаемом конкурсе на разработку "летающей парты" более тяжелого класса HJT-39 (ранее - программа AJT).

Еще одна новость с выставки Aero India-2005 не связана с авиацией. Пранаб Мукерджи фактически признал факт переговоров с Россией о приобретении атомной подводной лодки. Ранее эту информацию российские официальные лица отрицали. В то же время, министр обороны Индии заявил, что пока стороны не связаны "какими-либо обязательствами относительно приобретения индийской стороной атомной подводной лодки класса "Акула". Заключение сделки, по словам Мукерджи, зависит от "различных международных обязательств и соглашений". Несмотря на эти проблемы, эксперты полагают, что само упоминание о сделке - это хорошая новость для российских судостроителей.

Были для России и плохие вести из Индии. Согласно источникам "НВО", в Дели принято решение о том, что перспективный истребитель будет средней (промежуточной) категории - т.е. его взлетная масса составит примерно 20 т. Логика в таком решении есть - тяжелый Су-30МКИ уже есть, и он, при условии модернизации, способен противостоять любому самолету поколения 4+ и легким истребителям пятого поколения. Выбор Индии не стал сенсацией - перспективная программа ВВС Индии, исследования по которой идут уже несколько лет, называется MCA (Medium Combat Aircraft - средний боевой самолет).

Активизация работ по MCA приводит к тому, что Индия фактически выпадает из формата российской программы пятого поколения, в рамках которой проектируется тяжелый истребитель. Впрочем, нет худа без добра. Возможно, что теперь Министерство обороны России завершит период бесплодных рассуждений о привлечении иностранных партнеров и всерьез займется своей национальной программой перспективного истребителя....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка