О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Мы утратили половину потенциала авиапрома"

ОАК, о необходимости создания которой говорил на заседании Госсовета Владимир Путин, должна появиться на свет к 2007 году

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), о необходимости создания которой говорил на заседании Госсовета Владимир Путин, должна появиться на свет к 2007 году. В нее войдут все ведущие разработчики и производители военных и гражданских самолетов России. Решение запоздало на несколько лет, но эксперты считают, что шансы возродить авиапром еще есть. ОАК сможет занять третье место в мире по объемам производства авиатехники, после Boeing и Airbus.

Идея создания объединенной авиастроительной корпорации, в которую вошли бы все крупнейшие российские предприятия авиапрома, появилась более трех лет назад. Российские авиазаводы, лишенные в 1990-е годы государственной поддержки, не смогли выжить в рыночных условиях. Выпускавшие когда-то 300-350 самолетов в год, сейчас они ежегодно производят не более десяти лайнеров. Вплотную к реализации проекта правительство приступило лишь в прошлом году. Но противниками создания ОАК стали сами менеджеры авиастроительных предприятий (в основном предприятий ВПК). Их не устраивала потеря нынешней самостоятельности. В результате сроки создания ОАК сдвинулись. Окончательно ОАК будет сформирована лишь в 2007 году. Доработанную концепцию именно с такими финальными сроками Минпромэнерго представило в правительство в конце прошлого года. А в минувший вторник на заседании Госсовета зеленый свет объединению дал Владимир Путин.

Как будет выглядеть корпорация

Предполагается, что частные и государственные компании объединят все авиастроительные активы. В ОАК войдут все разработчики и производители военных и гражданских самолетов России: АХК "Сухой", РСК "МиГ", корпорация "Иркут", акционерные общества "Ильюшин", "Яковлев" и "Туполев". Структуру планируется зарегистрировать в форме ОАО со смешанным частно-государственным капиталом. При этом количество занятых в авиапроме сократится в 2,5 раза, а господдержка вырастет с 330 млн. долларов до 1,5 млрд. долларов в год (включая расходы на военное авиастроение). Только в этом случае, как говорят в Минпромэнерго, Россия сможет стать третьим мировым производителем гражданской авиатехники после Airbus и Boeing.

Корпорация будет иметь трехуровневую структуру. Головная организация занимается выбором проектов. Компании второго уровня разделят на производства боевой, гражданской, транспортной авиации и беспилотных аппаратов. И наконец, третий уровень - спецзаводы, которые будут выпускать запасные части, комплектующие. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко надеется, что уже к 2018 году объем производства ОАК вырастет до 14 млрд. долларов. Но при условии, что отрасль получит около 35 млрд. долларов в виде инвестиций.

"Они не в состоянии спроектировать даже кровать"

"Создать ОАК правительство могло еще в 2000 году; за это время мы утратили половину потенциала авиапрома", - говорит депутат Госдумы Александр Лебедев. Но, хотя решение об объединении авиапрома запоздало, время для осуществления этого проекта окончательно еще не упущено, считают эксперты. "Интегрировать военную и гражданскую промышленность - неплохая идея, и сейчас, с учетом политической поддержки, эту работу надо проводить форсированными темпами, - считает директор Центра АСТ Руслан Пухов. - Но в эту структуру лучше не затаскивать покойников, таких как "Туполев" и "Ильюшин". Эти КБ уже давно растеряли всех своих специалистов. Конечно, это известные и уважаемые в прошлом бренды, но сейчас они не в состоянии спроектировать даже кровать". Кроме того, не менее важно определиться с "прорывным" модельным рядом, который Россия представит на мировом рынке. Нужна интеграция при создании новой техники, как военной, так и гражданской, с мировыми производителями, считают эксперты. Неплохо было бы купить у тех же израильтян лицензии на производство беспилотных самолетов и продавать их странам, которые по политическим причинам не могут приобретать эту технику у Израиля. "У нас есть прекрасные семейства военных самолетов - Су-30 и МиГ-29. Но, к примеру, в классе региональных самолетов Ту-334, который продвигает тот же "Туполев", давно нужно поставить в музей, а не вкладывать в него миллионы долларов. Что касается дальнемагистральных самолетов, то этот рынок для России уже потерян", - уверен Пухов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка