Газета
25 февраля 2005, 08:07
"Мы утратили половину потенциала авиапрома"
ОАК, о необходимости создания которой говорил на заседании Госсовета Владимир Путин, должна появиться на свет к 2007 году
Идея создания объединенной авиастроительной корпорации, в которую вошли бы все крупнейшие российские предприятия авиапрома, появилась более трех лет назад. Российские авиазаводы, лишенные в 1990-е годы государственной поддержки, не смогли выжить в рыночных условиях. Выпускавшие когда-то 300-350 самолетов в год, сейчас они ежегодно производят не более десяти лайнеров. Вплотную к реализации проекта правительство приступило лишь в прошлом году. Но противниками создания ОАК стали сами менеджеры авиастроительных предприятий (в основном предприятий ВПК). Их не устраивала потеря нынешней самостоятельности. В результате сроки создания ОАК сдвинулись. Окончательно ОАК будет сформирована лишь в 2007 году. Доработанную концепцию именно с такими финальными сроками Минпромэнерго представило в правительство в конце прошлого года. А в минувший вторник на заседании Госсовета зеленый свет объединению дал Владимир Путин.
Как будет выглядеть корпорация
Предполагается, что частные и государственные компании объединят все авиастроительные активы. В ОАК войдут все разработчики и производители военных и гражданских самолетов России: АХК "Сухой", РСК "МиГ", корпорация "Иркут", акционерные общества "Ильюшин", "Яковлев" и "Туполев". Структуру планируется зарегистрировать в форме ОАО со смешанным частно-государственным капиталом. При этом количество занятых в авиапроме сократится в 2,5 раза, а господдержка вырастет с 330 млн. долларов до 1,5 млрд. долларов в год (включая расходы на военное авиастроение). Только в этом случае, как говорят в Минпромэнерго, Россия сможет стать третьим мировым производителем гражданской авиатехники после Airbus и Boeing.
Корпорация будет иметь трехуровневую структуру. Головная организация занимается выбором проектов. Компании второго уровня разделят на производства боевой, гражданской, транспортной авиации и беспилотных аппаратов. И наконец, третий уровень - спецзаводы, которые будут выпускать запасные части, комплектующие. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко надеется, что уже к 2018 году объем производства ОАК вырастет до 14 млрд. долларов. Но при условии, что отрасль получит около 35 млрд. долларов в виде инвестиций.
"Они не в состоянии спроектировать даже кровать"
"Создать ОАК правительство могло еще в 2000 году; за это время мы утратили половину потенциала авиапрома", - говорит депутат Госдумы Александр Лебедев. Но, хотя решение об объединении авиапрома запоздало, время для осуществления этого проекта окончательно еще не упущено, считают эксперты. "Интегрировать военную и гражданскую промышленность - неплохая идея, и сейчас, с учетом политической поддержки, эту работу надо проводить форсированными темпами, - считает директор Центра АСТ Руслан Пухов. - Но в эту структуру лучше не затаскивать покойников, таких как "Туполев" и "Ильюшин". Эти КБ уже давно растеряли всех своих специалистов. Конечно, это известные и уважаемые в прошлом бренды, но сейчас они не в состоянии спроектировать даже кровать". Кроме того, не менее важно определиться с "прорывным" модельным рядом, который Россия представит на мировом рынке. Нужна интеграция при создании новой техники, как военной, так и гражданской, с мировыми производителями, считают эксперты. Неплохо было бы купить у тех же израильтян лицензии на производство беспилотных самолетов и продавать их странам, которые по политическим причинам не могут приобретать эту технику у Израиля. "У нас есть прекрасные семейства военных самолетов - Су-30 и МиГ-29. Но, к примеру, в классе региональных самолетов Ту-334, который продвигает тот же "Туполев", давно нужно поставить в музей, а не вкладывать в него миллионы долларов. Что касается дальнемагистральных самолетов, то этот рынок для России уже потерян", - уверен Пухов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси