Газета
25 февраля 2005, 08:06
"Будем считать, что решение принято"
В. Путин предложил способ борьбы с "групповыми интересами", которые мешают развитию российского авиапрома. До конца следующего года авиастроительные активы должны войти в объединенный холдинг
"Пока самолет не разломают, о производстве не может быть и речи"
Разбираться с проблемами российского авиапрома Владимир Путин прилетел в подмосковный город Жуковский, где расположен Центральный аэрогидродинамический институт. Здесь испытывают новые модели самолетов, прежде чем запустить их в серийное производство. Руководители института объяснили президенту, как это происходит. Пройдя по коридорам старого советского цеха с указателями "убежище" на стенах, Путин попал в эффектно подсвеченную аэродинамическую трубу. "Здесь "продувают" модели самолетов. Труба воспроизводит условия полетов на разной высоте. У нас и "Боинги" испытываются, и немцы, и французы", - рассказывали журналистам сотрудники института, вспоминая об основных источниках его финансирования. "У американцев такие институты на госдотации, а мы - на самоокупаемости", - вздыхали "экскурсоводы". Из трубы президента вывели в зал, где испытывают настоящие самолеты: на "усталость" и "живучесть", гласила информация на стенде. Сами машины за железными конструкциями, воссоздающими условия многочасовых полетов за несколько минут, едва просматривались, но то, что с ними происходило, было понятно и без разъяснений специалистов: "Пока самолет здесь не разломают, ни о каком производстве не может быть и речи".
После экскурсии Владимир Путин отправился на заседание президиума Госсовета по развитию российского авиапрома, переживающего не лучшие времена. "В отрасли идет износ оборудования, продолжается отток кадров, снижается квалификация персонала и, что особенно плохо, падает технологический уровень как в производстве, так и в проектировании", - сурово докладывал президент собравшимся. Губернаторы озабоченно кивали. Путин тем временем объяснял, почему государство вот уже несколько лет не может выбрать "путь развития авиапрома": "В ходе этой дискуссии часто групповые интересы вступают в противоречие с общенациональными". Этот тезис подтверждался на протяжении всего заседания. Собственные региональные проекты губернаторов интересовали куда больше, чем состояние дел в отрасли.
"Добьем оставшихся"
Выяснение отношений началось с основного доклада губернатора Воронежской области Владимира Кулакова. Быстро объяснив, что до 2015 года отрасли потребуется около 35 млрд. долларов, а потому "надо перестать бояться человека с рублем и отдать ему контроль над производством", он перешел к теме региональной авиации. "Чиновники лоббируют проект RRJ (Russian Regional Jet. - ГАЗЕТА), а ведь его еще даже на бумаге нет!" - негодовал Кулаков, говоря о планах холдинговой компании "Сухой" по созданию среднемагистрального самолета совместно с американцами и французами. Вместо того чтобы тратить на этот проект 1 млрд. долларов, губернатор предлагал переключиться на производство Ан-148 совместно с Украиной, в котором должен принять участия и Воронежский авиастроительный завод. "А если чиновники не прекратят противодействовать этому проекту, мы не только не восстановим авиапром, но и добьем оставшихся производителей", - резюмировал докладчик.
Этот выпад задел хабаровского губернатора Виктора Ишаева: в Комсомольске-на-Амуре находится авиационный завод, который входит в холдинговую компанию "Сухой". Он тут же попросил поддержать этот проект, который "просто необходим при наших расстояниях на Дальнем Востоке".
"Вредный элемент дурной конкуренции"
Вернуться к главному вопросу заседания попытался глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Он объяснил, что при сохранении существующих правовых, организационных и финансовых основ деятельности нашего авиапрома ему грозит дальнейшая неизбежная деградация. Спасти ситуацию, по его словам, может только консолидация активов - объединение авиастроительных активов в единый холдинг. Новая авиастроительная компания сможет принимать решения о выборе продуктового ряда и о загрузке мощностей входящих в нее предприятий. "При этом будет устранен вредный элемент дурной конкуренции между российскими авиапредприятиями за финансовые и политические ресурсы", - заявил министр, недобро посматривая на готовых продолжить спор Кулакова и Ишаева.
Но тут в дискуссию вступил президент Татарстана Минтимер Шаймиев. "А не торопимся ли мы с объединением активов, ведь в некоторые предприятия инвесторы могут прийти уже сейчас?" - поинтересовался он у Христенко. Министр объяснил, что объединенная компания может появиться уже к концу следующего года и это время можно использовать "на оздоровление отдельных производств".
"Не для себя, как говорится"
Впрочем, этот аргумент Шаймиева не убедил. "Когда страна не могла думать о самом святом, о самолетостроении, мы в республике потратили 500 миллионов долларов на сохранение того, что имеем", - принялся перечислять достижения Татарстана Шаймиев. Главное заключалось в подготовке самолета Ту-324. "Это я не лоббирую! Не для себя, как говорится, - уточнил президент Татарстана. - Я вам, Владимир Владимирович, обещаю: к 2007 году мы беремся изготовить 20 таких самолетов. Правда, я уже договорился с Михаилом Ефимовичем, надеюсь, он все подпишет". Шаймиев пытался убедить собравшихся, что объединять надо не все подряд, а только наиболее успешные производства, например "Вертолеты Миля", - в этот холдинг вошли российские вертолетостроительные заводы, занятые производством машин и комплектующих под маркой "Ми". "Я к Игорю Ивановичу Сечину (замглавы президентской администрации. - ГАЗЕТА) обратился, он по-государственному распорядился", - неожиданно раскрыл механизм принятия экономических решений в стране Шаймиев.
Владимир Путин был этим, кажется, не слишком доволен и положил конец губернаторским спорам, предоставив слово главам авиастроительных компаний. Все как один высказались за то, что объединенная авиастроительная компания России необходима, и чем скорее, тем лучше. "Будем считать, что это решение принято. Принято окончательно", - резюмировал президент и поручил правительству подготовить проект указа с подробным планом объединения авиастроительных активов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться