Время новостей
25 февраля 2005, 13:10
Единая крылатая Россия
Президиум Госсовета проявил живейший интерес к судьбе авиастроения. Он заключается в том, чтобы именно предприятия вверенного этому губернатору региона определили дальнейшую судьбу авиапрома
Руководить объединительным процессом в отрасли поручено менеджменту корпорации "Иркут". Подготовку к завоеваниям внешних рынков иркутяне начнут с решительного сокращения имеющихся в России производственных мощностей.
Открывая посвященное авиапрому выездное заседание Госсовета в подмосковном Жуковском, президент Владимир Путин не стал смягчать остроты существующих в отрасли проблем. Упомянув о "тревожных, негативных тенденциях" в российском гражданском авиастроении, об износе оборудования, оттоке кадров и снижении технологического уровня в производстве и проектировании, президент подчеркнул, что все это - не разрозненные беды, а проявления системного кризиса в отрасли. "Корень проблемы в том, что российский авиапром так и не получил адекватной современным требованиям системы управления", - сказал президент.
Острота отраслевых проблем была дополнительно подчеркнута тем фактом, что вслед за вводными словами президента члены Госсовета прослушали не один основной доклад, а два. Выступившие с этим докладами воронежский губернатор Владимир Кулаков и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко сошлись друг с другом во мнении, что отрасль надо организационно объединять. Только один из докладчиков предложил, чтобы Объединенная авиастроительная компания (ОАК) была одна, а другой - чтобы ее было все-таки две.
По мнению г-на Кулакова, структурные реформы для судьбы отечественного авиастроения даже важнее государственной финансовой поддержки (отраслевые руководители местного уровня часто расставляют приоритеты в обратном порядке). "Прямое вложение средств в отрасль без коренного ее реформирования контрпродуктивно", - заявил воронежский губернатор. Однако одной управленческой вертикали для такого сложного хозяйства, каковым является унаследованный от СССР авиастроительный комплекс, в нынешних условиях г-ну Кулакову все же кажется недостаточным.
"По мнению целого ряда экспертов более эффективным и отвечающим интересам общества и государства была бы интеграция авиапрома не в одну, а в две самостоятельные бизнес-структуры, ориентированные на разработку и производство больших (пассажирских, грузовых, военно-транспортных) и маленьких самолетов (т.е. истребителей)", - доложил г-н Кулаков коллегам-губернаторам. Надо отметить, что в авиастроительном разрезе глава воронежской обладминистрации - это не просто еще один руководитель региона. Во-первых, Владимир Кулаков возглавляет рабочую группу Госсовета по проблемам этой промышленности. А, во-вторых, в его областном центре находится один из крупнейших авиазаводов России - Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО). ВАСО предназначено для производства как раз больших самолетов (Ил-96), но за последние десять лет выпустило их всего три штуки в связи с общим кризисом в гражданском секторе отрасли, на который указывал президент. Поэтому в словах г-на Кулакова проглядывала бесспорная логика. В объединении с богатыми производителями истребителей, таким как МиГ, "Сухой" и "Иркут", экспортные доходы которых измеряются сотнями миллионов долларов, перспективы ВАСО выглядят неочевидными. А союз с таким же, как и ВАСО, парализованными гражданскими производителями "больших самолетов" (как, скажем, ульяновский завод "Авиастар") обещает если не процветание, то по крайней мере, равноправие.
В русле этой логики г-н Кулаков подверг критике два локальных сюжета. Он назвал "настораживающим" создание "при участии государственных чиновников и группы московских ОКБ некой управляющей компании с уставным капиталом в 1 млн долларов", которую инициаторы этого проекта рассматривают как подготовительную ступень к созданию ОАК. Присутствовавший в зале руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, давний и известный сторонник ОАК, которого, скорее всего, и имел в виду г-н Кулаков, при этих словах начал оживленно переговариваться с соседями.
Воронежский губернатор также указал, что государству не следует так активно поддерживать разработку регионального самолета RRJ корпорацией "Сухой" в ущерб самолету аналогичного класса Ан-148, который уже скоро будет готов к производству на ВАСО. Генеральный директор АХК "Сухой" Михаил Погосян, также находившийся в зале, сохранял при этом невозмутимость.
Вслед за тем министр Виктор Христенко во втором основном докладе изложил альтернативную стратегию реформирования авиапрома, которой к концу заседания Госсовета суждено было стать официальной. Г-н Христенко продемонстрировал собравшимся две схемы. На первой из них причудливая мозаика квадратиков изображала разнообразие форм собственности в современном российском авиапроме. Среди крупных предприятий крайними случаями тут являются Российская самолетостроительная корпорация МиГ (федеральное государственное унитарное предприятие) и ОАО "Корпорация "Иркут" (казне принадлежит около 14% акций, все остальное - частным инвесторам). Акции остальных известных российских авиационных "фирм" распределены между частными и государственными владельцами в более равноправных пропорциях. Интересно, что МиГ и "Иркут" с конца прошлого года находятся под управлением одной менеджерской команды. Правительство назначило президента "Иркута" Алексея Федорова генеральным директором МиГа. В связи с этим на первом месте работы он ушел в отпуск, передав исполнение своих полномочий вице-президенту "Иркута" Валерию Безверхих. "Иркутская" команда в союзе в Борисом Алешиным считается главным "мотором" проекта ОАК.
Вторая диаграмма г-на Христенко демонстрировала последовательность юридических шагов, в результате которых пестрота первой диаграммы должна переплавиться в одноцветье ОАК со смешанным частно-государственным капиталом. Эта логика должна получить завершение 31 декабря 2006 года, сразу после чего компанию можно переводить на единую акцию.
Соотношение частной и государственной собственности в ОАК, как сказал г-н Христенко, определится в результате аудита отрасли. Однако он предсказал, что доля государства будет доминирующей: не менее 60-70%.
За период до 2015 года этой компании, по расчетам г-на Христенко, предстоит увеличить объем производства авиастроительного комплекса России в три раза, при сохранении нынешней численности работающих в нем - примерно 500 тыс. человек.
Президент Татарстана Минтимер Шаймиев еще не знал, что именно этой концепции суждено со вторника, 22 февраля, стать государственной политикой. Поэтому он позволил себе дипломатично подискутировать с докладчиком Христенко: "На ряд ведь вопросов ответов нет, Виктор Борисович!"
Татарский лидер постарался взамен предложить свои ответы. Например, сказал он, почему бы не изъять на развитие отрасли прибыль Сбербанка, который - государственный банк и как таковой вполне может поддержать проект в интересах государства.
Перейдя к локальным вопросам, г-н Шаймиев согласился с г-ном Кулаковым, что государственное финансирование на проект RRJ чрезмерно. Однако деньги, которые тут можно было сэкономить, следует направить не на производство Ан-148 в Воронеже, а на выпуск Ту-334, который вот-вот передадут Казанскому авиационному заводу. По словам г-на Шаймиева, премьер Михаил Фрадков как раз на днях подпишет соответствующее распоряжение. Михаил Погосян снова остался невозмутим.
Президент Путин также выслушал сомнения Шаймиева в правильности концепции ОАК абсолютно без эмоций. После чего сказал: "Ни у кого нет сомнений, что это решение - правильно. Поэтому будем считать, что это решение принято и принято окончательно". Он тут же получил правительству подготовить проект указа о создании компании.
Через несколько минут Виктор Христенко разъяснил журналистам, что хотя постоянное руководство ОАК может быть назначено не раньше, чем сама компания юридически оформится, то есть в начале 2007 года, но пока руководить объединительным процессом будет и.о. президента корпорации "Иркут" Валерий Безверхий. Одной из самых важных (и болезненных) проблем, которую ему предстоит решить, это выбор проектов, которые придется закрыть как неперспективные. О том, что это произойдет, он недвусмысленно сказал членам Госсовета. Комментируя слова г-на Христенко о сохранении нынешнего количества работающих в отрасли (500 тыс. человек), г-н Безверхих уточнил: "Ну, это на перспективу, к 2015 году. А на ближайшие годы - сплошные сокращения"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться