О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Фактор МКИ

Три истребителя ВВС Индии типа Су-30МКИ - индийского варианта базового Су-30 - были основными экспонатами авиационной выставки Aero India 2005

Три истребителя ВВС Индии типа Су-30МКИ - индийского варианта базового Су-30 - были основными экспонатами авиационной выставки Aero India 2005, прошедшей на военно-воздушной базе Yelahanka под Бангалором 9-13 февраля. Они ежедневно поднимались в воздух под управлением летчиков строевых частей. Их полеты неизменно вызывали интерес посетителей выставки. Наиболее сложные элементы программы летного показа сопровождались комментариями специалистов, доносившимися из громкоговорителей.

В конце 2004 г. НПК "Иркут" полностью выполнил поставочный контракт. Всего с иркутского авиазавода (ИАЗ) пришли 18 Су-30К и 32 Су-30МКИ. Разворачивается лицензионная сборка еще 140 Су-30МКИ на заводах корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

"Лицензионная программа разбита на несколько фаз, - сказал журналистам президент НПК "Иркут" Алексей Федоров. - Первая фаза - это практически готовые самолеты, которые приходят на HAL с иркутского завода. Мы уже приступили ко второй фазе: передаем HAL сборочные комплекты. Следующая фаза - дальнейшее углубление лицензии, вплоть до поставки первичных материалов. В настоящее время мы работаем параллельно по всем трем фазам. В этом году HAL должен поставить в индийские ВВС самолеты как по первой, так и по второй фазе лицензионного производства. Три Су-30МКИ уже собраны в Индии. Еще несколько машин находятся в разной степени готовности на заводе г. Насик".

Самолеты типа Су-30 стали предметом национальной гордости индийских военных и всего населения страны. Этот факт подтвердила и нынешняя выставка. Сообщить общественности о своем вкладе в создание этой машины спешили и государственные деятели, и военнослужащие, и представители промышленности.

По праву Су-30МКИ считают "своим" индийские ВВС (как реальные эксплуатанты этих машин) и специалисты Министерства обороны (в НИОКР принимали участие Defence Research and Development Organisation и другие министерские структуры). Трепетно к самолету относятся военные соседних стран - малайзийцы, ожидающие поставок Су-30МКМ, и их соседи, тоже остановившие выбор на истребителях семейства Су-30. Су-30МКИ - "свой" и для работников корпорации HAL, индийских фирм Bharat, Midhani и других, занимающихся лицензионным производством самолета и его компонентов. "Своей" машину считают российские, французские, украинские и израильские специалисты, которые принимали участие в комплектации, постройке и испытаниях самолетов первых партий.

К теме Су-30МКИ обратился и министр обороны Индии Pranab Mukherjee. Говоря о ярких положительных примерах внедрения отечественных разработок в международные авиационные продукты, он упомянул об индийских элементах в комплексе авионики Су-30МКИ: "Это прекрасный пример того, как Индия может внести свой вклад в повышение возможностей конкретного самолета, используя собственные технологии и ноу-хау".

Mukherjee сказал, что Индия продолжает закупать большое количество ВВТ за рубежом, но постепенно переходит на собственные разработки и производство, а также совместные программы. Индия заинтересована в развитии сотрудничества с другими странами, если оно сопровождается передачей высоких технологий и способствует решению проблемы занятости. Су-30МКИ - одна из таких программ.

Министр считает, что образцом взаимовыгодного сотрудничества служит российско-индийское СП по разработке и производству крылатых ракет BrahMos (на базе "Яхонт" НПО машиностроения). Сейчас два проекта "стыкуются": принято принципиальное решение по включению ракеты в арсенал Су-30МКИ.

В "ВПК" уже неоднократно говорилось о достоинствах замечательной машины. Су-30МКИ продолжает оставаться единственным в мире сверхзвуковым многоцелевым истребителем, оснащенным двигателями с управляемым вектором тяги и многорежимной радиолокационной станцией с электронным сканированием луча. Эти и другие особенности машины делают ее эталоном для сравнения, "международным стандартом". Сегодня любой современный боевой самолет, предлагаемый во всем мире (прежде всего в Юго-Восточной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке), неизбежно оценивается в сравнении с Су-30МКИ по степени технического совершенства, возможности противостоять ему и/или взаимодействовать с ним в случае боевых действий. Это дает основания говорить о существовании "фактора МКИ" современной боевой авиации.

Такой статус самолета ко многому обязывает его разработчиков и производителей, заставляет работать над улучшением машины. И не только. В проект всеми силами стремятся "влезть" именитые фирмы третьих стран. Так, европейская MBDA, ранее предлагавшая на Су-30 ракету "воздух - воздух" MICA, на Aero India 2005 занялась продвижением более совершенной, еще находящейся в разработке - Meteor. Фирма считает, что наиболее "продвинутый" вариант ракеты Meteor с дальностью пуска свыше 80 морских миль (около 150 км) "может нарастить возможности Су-30МКИ в дальнем воздушном бою". Оказывается, MBDA тоже "озабочена" поддержанием высокого боевого потенциала Су-30МКИ по отношению к самолетам стран-соседей Индии, "в частности, китайским, которые также оснащены ракетами типа Р-77 и Р-27". Эти слова представителей MBDA цитировали индийские журналы.

А BAe Systems проявляет беспокойство относительно качества обучения пилотов индийских "сушек". Англичане рекламируют свой УТС Hawk как "идеального партнера" для Су-30МКИ. На Aero India 2005 Hawk неизменно поднимался в воздух вслед за "сушкой". Реклама достигла цели: в прошлом году Индия заказала партию английских самолетов для подготовки летчиков-истребителей. Правда, и без "Хоков" индийские экипажи в совершенстве овладели российскими истребителями. Это показали демонстрационные полеты на Aero India 2005. В частности, индийские летчики вводили Су-30МКИ в плоский штопор и выходили из него после нескольких витков. Это показали и "воздушные бои" между самолетами ВВС Индии Су-30К и МиГ-21бис UPG "Bison" против F-15 Eagle американских ВВС. Последние действовали с базы Gwalior при отработке взаимодействия между индийскими и американскими военными. Помня результаты боев, американцы не стали показывать F-15 в воздухе, и два "орла" так и простояли на статической стоянке до закрытия Aero India 2005.

Касаясь отношений между Индией и США, министр обороны сказал, что приветствует американское участие в авиашоу, однако заметил, что установлению прочного ВТС не способствует политика санкций против стран, "поведение" которых не нравится США или не соответствует их критериям. Так как покупка вооружений и их эксплуатация растягивается на десятки лет, Индии непросто решиться на приобретение американской техники: американские санкции против той или иной страны могут негативно сказаться на ее поддержании в боеготовом состоянии. Если говорить об общей политике закупок, то Индия продолжит выбирать лучшие решения на международном рынке, руководствуясь критерием "стоимость - эффективность".

За эти слова министр прослыл среди посетителей выставки "прорусски настроенным". Однако, если попытаться объективно оценить ситуацию, то сравнение "российских" и "американских" перспектив ВТС складывается в нашу пользу. Действительно, с проблемой "санкций" заказчики Су-30 не сталкиваются. "Эмбарго" на поддержку поставленной техники Россия не практикует, и все больше предприятий ОПК страны получают право самостоятельной торговли запчастями на внешнем рынке.

Однако растущий интерес администрации США к ВТС с Индией нельзя оставлять без внимания. С приходом на индийский рынок американских компаний конкуренция ужесточается. А она и без того весьма жесткая из-за постоянной борьбы за заказы между фирмами России, Франции, Англии и Израиля.

Чтобы поддержать преимущества Су-30МКИ перед другими истребителями, "Сухой" и "Иркут" передали индийским ВВС предложения по усовершенствованию Су-30МКИ так, чтобы самолет оставался современным на всех этапах реализации лицензионной программы. Отдельным пакетом переданы предложения по послепродажному обслуживанию.

Главный конструктор Су-30МКИ Александр Барковский сказал в интервью "ВПК": "Постановка вопроса со стороны индийских ВВС абсолютно правильная: самолет находится в эксплуатации тридцать лет и, безусловно, в течение всего срока службы он должен претерпеть определенные изменения. Конечно, все 140 самолетов в одном лице HAL производить не будет. Понимая эту проблему, мы направили свои предложения по модернизации самолетов лицензионного производства. Спектр модернизации, предложенный нами индийской стороне, достаточно широк и включает увеличение тяги двигателей, замену некоторых самолетных систем, совершенствование бортового оборудования и наращивание арсенала средств поражения".

Соответствующие документы появились у индийской стороны осенью прошлого года. На Aero India 2005 руководители "Сухого" и "Иркута" получили заверения главкома ВВС Индии маршала Tyagi о том, что в следующем месяце начнутся рабочие встречи по конкретным направлениям модернизации.

"Сегодня вопрос о моральном старении Су-30МКИ не стоит. Сейчас это не проблема, а предлагаемая модернизация - нормальное направление развития самолета", - считает Барковский. Задумываться, какими будут самолеты очередной партии, стоит заблаговременно. Перед тем как поступить в производство, модернизированные машины должны пройти этапы опытно-конструкторских работ и летных испытаний. ВВС Индии считает необходимым заранее их распланировать, чтобы избежать "китайского варианта", когда заказчик "вдруг" обнаружил, что собираемый по лицензии Су-27СК заметно устарел с тех пор, как поступил в производство.

Кроме предложений по модернизации, российская сторона выдала заказчику список мер по улучшению послепродажной поддержки самолета. "Пока мы только говорим об эксплуатации самолета и его систем по состоянию. Эти предложения как раз и направлены на практическое воплощение самой идеи", - поясняет Барковский. Важное место занимают тема силовой установки, повышение ее надежности в эксплуатации, увеличение межремонтных интервалов. Эта тема главная в повестке дня и более чем конкретная - на первых поставленных Су-30К двигатели АЛ-31Ф уже требуют планового ремонта. НПО "Сатурн" и УМПО разработали мероприятия по увеличению межремонтного интервала с 1000 до 1500-2000 часов.

В числе направлений по улучшению Су-30МКИ есть и тема БРЛС Н-011М "Барс". "Модернизация радара связана с повышением количества одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, а также дальности действия", - продолжает Александр Барковский.

Детали российских предложений, по понятной причине, не раскрываются. Можно предположить, что среди них присутствуют направление новых алгоритмов наведения ракет большой дальности "воздух - воздух", скрытные режимы атаки цели (без постоянной ее подсветки радиолучом). Полная реализация потенциала таких режимов требует доработки системы управления оружием и головок самонаведения.

Развитие Су-30МКИ ведет к осуществлению мечты генерального конструктора "Сухого" Михаила Симонова об "истребителе с трехсоткилометровыми ракетами". Уже упоминавшаяся BrahMos имеет дальность пуска 290 км. Следующим шагом к воплощению в жизнь идеи Михаила Петровича станет включение в арсенал "сушки" сверхдальней ракеты "воздух - воздух". Например, Meteor или его аналога. В таком случае уникальные возможности "Барса" будут реализованы более полно.

"В рамках программы модернизации и наращивания боевых возможностей Су-30МКИ лицензионной сборки мы будем прорабатывать интеграцию ракет BrahMos и других современных средств поражения для повышения эффективности авиационного комплекса", - сказали "ВПК" в шале "Рособоронэкспорта". "Я не думаю, что индусы просто "возьмут под козырек" и примут наши предложения", - продолжает тему Барковский. "Опыт работы с заказчиком показывает, что наверняка появятся встречные предложения. Совершенно ясно, что программа Су-30МКИ на месте стоять не будет".

Много разговоров в индийских СМИ велось по поводу возможной интеграции на Су-30МКИ дополнительных систем израильской разработки. Пока на самолете они ограничены широкоугольным ИЛС, генератором цифровой карты местности, механическим и электрическим интерфейсом подвесного контейнера комплексной разведки. "Интеграция иностранного вооружения - не простой вопрос, и не только по линии техники. Есть определенные проблемы с передачей закрытой информации", - говорит главный конструктор самолета.

Пока идет согласование направлений модернизации, создатели Су-30МКИ работают над адаптацией активной системы РЭП. Заказчик лишь недавно определился с выбором конкретной модели. Рассмотрев индийские и израильские предложения, он вернулся к чисто российской разработке. У такого решения есть основания. Сравнивая реальные данные по техническим параметрам, надежности и безотказности французских, израильских и российских систем, установленных на серийные "сушки", с рекламными, индийские военные корректируют "вектор сотрудничества". А вслед за ними и их соседи из Малайзии и других стран. Так, комплектуя МиГ-29К, заказчик предпочел новый широкоугольный ИЛС разработки РПКБ (г. Раменское) израильскому ElOp, а российские многофункциональные индикаторы - французским. В целом ряде случаев качество, демонстрируемое российскими производителями планера, силовой установки, авионики, бортовых систем и средств поражения в рамках выполнения программы Су-30МКИ, выше, чем у иностранных "друзей-конкурентов". Это способствует восстановлению имиджа России как ведущей авиационной державы, обладающей собственными научными школами во всех ключевых областях самолетостроения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка