Газета.Ru
25 февраля 2005, 15:34
ФАС против президента
ФАС указала объединителям отечественного авиапрома на несоответствие их инициатив законодательству. Но авторы идеи Единой национальной самолетостроительной корпорации уже готовятся изменить мешающие законы
В четверг на пресс-конференции руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев фактически выступил против объединения всех российских авиапромышленных предприятий в единый холдинг, которое два дня назад одобрил президент Владимир Путин: "У нас никогда не будет положительное отношение по созданию подобных холдингов, на то мы и антимонопольный орган".
Единственным обоснованием создания единого авиастроительного холдинга может быть "помощь России в завоевании мировых рынков", сказал чиновник, но тут же подверг сомнению реалистичность основной цели предприятия, сформулированной объединителями авиапрома. По мнению главы ФАС, необходимо "критически рассмотреть обоснование создания этого холдинга" и серьезно оценить конкурентоспособность создаваемой структуры на внешнем рынке.
Господин Артемьев напомнил, что в Конституции прописаны слова "конкуренция" и "экономическая свобода", и если какая-либо структура будет создана неконституционно, всегда есть Конституционный суд, в котором можно оспорить ее создание".
Понятно, что все эти заявления руководителя ФАС основаны на действующем законодательстве, которое на самом деле может затруднить создание Единой национальной авиастроительной корпорации. Но Минпромэнерго, автор этой идеи, предусмотрело возникновение подобных трудностей и не скрывает несоответствие своих инициатив антимонопольным законам. И чтобы они не мешали объединению авиапрома, министерство в своей стратегии развития отрасли до 2015 года предлагает его изменить.
В списке четырех федеральных законов, подлежащих адаптации, есть и закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Источник "Газеты.Ru" в правительстве сообщил, что в министерстве Виктора Христенко уже готовятся изменения в этот закон. Их суть заключается в том, чтобы вывести холдинговые структуры из категории естественных монополий, а также отменить действие антимонопольного законодательства на холдинги, связанные с разработкой и производством вооружений, военной техники и продукции двойного назначения, к которой относятся гражданские воздушные суда.
Деятельность этой категории компаний, по мнению разработчиков стратегии, должна регулироваться отдельными законами, указами президента и постановлениями правительства.
По данным источника, Минпромэнерго планирует за два месяца завершить подготовку этих изменений, чтобы Госдума могла в ходе текущей сессии рассмотреть проекты законов.
Поскольку объединение авиапрома поддержал Владимир Путин, успешное прохождение документов через парламент не вызывает сомнений. Так что к лету Минпромэнерго наверняка устранит законодательные препятствия создания Единой национальной авиастроительной корпорации.
Виктор Христенко пообещал Владимиру Путину, что ЕНАК появится до 31 декабря 2006 года. Планируется, что она будет представлять собой нечто вроде европейского концерна EADS, то есть различные фирмы объединятся по дивизиональному принципу и войдут в состав ЕНАК в виде самостоятельных бизнес-единиц.
Так, на первом этапе появятся как минимум четыре профильных подразделения: военные самолеты, военно-транспортные, гражданские и структура, производящая различные узлы и компоненты по заказу из-за рубежа. Впоследствии в виде пятого компонента ЕНАК планируется присоединение корпорации "Вертолеты Миля", которая уже создается под патронажем Рособоронэкспорта.
По амбициозным планам Минпромэнерго, к 2015 году ЕНАК должна захватить 10% мирового рынка магистральных и региональных самолетов и вывести Россию в пятерку авиастроительных держав мира наряду с США (концерн Boeing), Европой (EADS, акционер Airbus), Канадой (Bombardier) и Бразилией (Embraer)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться