Газета.Ru
9 марта 2005, 17:04
Миллиард на защиту киргизов
Минобороны России усилит авиационную группировку на авиабазе Кант в Киргизии. В 2005 году на развитие объекта военное ведомство планирует дополнительно потратить около 1 млрд рублей
"Кант - это первая и пока единственная чисто российская военная база, которую за 13 лет существования российского государства мы открываем, а не закрываем, - говорит министр обороны Сергей Иванов. - Делается это исходя из национальных интересов России, а также с учетом обеспечения безопасности наших ближайших союзников в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ)".
Главная задача авиабазы - поддержка с воздуха действий воинских подразделений Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) государств, входящих в ОДКБ, которые дислоцированы в среднеазиатском регионе. Еще в момент открытия объекта, в октябре 2003 года, было очевидно, что истребители и штурмовики, переброшенные из России в Киргизию, мало приспособлены для поддержки сил КСБР, главной задачей для которых была борьба с местными террористическими группами.
На тот момент 5 истребителей Су-27, 5 штурмовиков Су-25, 6 транспортных самолетов Ил-76, 4 учебно-тренировочных чешских L-39, один транспортный Ан-24, один Ан-12, один Ил-18 и два вертолета Ми-8 не имели необходимого оборудования и вооружения для эффективной работы по наземным целям, но этот факт мало смущал Москву. Нужно было закрепиться - и сделать это в как можно более короткие сроки.
Начало операции американских и британских войск в Афганистане против режима талибов стало для ОДКБ серьезным испытанием. Для усиления военного присутствия в регионе Вашингтон предложил Узбекистану, Киргизии и Таджикистану разместить на их территории свои военные базы - хотя бы на время проведения операции в соседнем государстве. Взамен - военно-техническая помощь на миллионы долларов.
Москва была против. Однако, кроме общих деклараций, ничего предложить не смогла, и в Киргизии появилась первая на постсоветском пространстве американская авиабаза.
Как рассказывают в Минобороны России, первыми занять аэродром Кант хотели американцы. До распада СССР здесь находился центр переподготовки боевых летчиков стран Варшавского договора. С тех времен остался не только аэродром, взлетно-посадочная полоса, но и вся инфраструктура военной базы. К счастью, американцев не устроила толщина плит взлетно-посадочной полосы.
По словам начальника тыла Вооруженных сил Владимира Исакова, в СССР аэродромы строили из плит толщиной не более 20 см, а американцы используют чуть ли не вдвое более толстые. Этого требуют их нормы безопасности полетов - самолет должен совершать "мягкую" посадку, не повреждая стоек шасси.
Да и состояние взлетно-посадочной полосы требовало ее капитального ремонта, на что, по оценкам американцев, нужно было минимум $300 млн. Поэтому американцы выбрали себе находящийся в 30 км от Канта гражданский аэропорт Манас.
Такова официальная версия. Но есть и неофициальное объяснение, почему американские военные не решились связываться с аэродромом Кант (по-киргизски - "сахар"). По-английски это слово как в произношении, так и в написании относится к нецензурной лексике и означает женский половой орган.
Из-за этого, например, произошел весьма курьезный случай с министром обороны Сергеем Ивановым. Во время выступления перед американскими журналистами на лужайке перед Белым домом в Вашингтоне он несколько раз повторил по-русски название авиабазы в Киргизии, чем вызвал замешательство среди американской прессы. Ситуацию спас переводчик министра, во время перевода специально сделавший акцент на то, что это авиабаза - "The Kant".
Что касается российской стороны, то курьезные детали ее мало волновали. Главное, что по нормам летной безопасности России даже после 13 лет запустения аэродром оказался пригодным для размещения боевой авиации. Плюс Киргизия - видимо, в качестве моральной компенсации за дружбу с американцами, - взяла все коммунальные платежи на себя.
Договор об аренде заключили на 15 лет с последующим автоматическим продлением каждые 5 лет, причем президенты России и Киргизии во время открытия базы заявили, что он будет бессрочным.
Начиная с 2003 года в модернизацию объекта (ремонт взлетно-посадочной полосы) Россия вложила 79 млн рублей, плюс на переоборудование базы - еще 219 млн, плюс еще по 130 млн рублей ежегодно выделялось на содержание Канта.
Предстоящий транш в 1 млрд рублей будет выдан помимо ежегодных 130 млн и, как говорят военные, еще больше изменит облик объекта, повысит его статус и возможности.
После завершения реконструкции, говорит генерал Юрьев, авиабаза сможет принимать все типы боевых и военно-транспортных самолетов, "на авиабазу будет осуществлена поставка современной техники и в большом количестве". Какой именно генерал не уточняет. По словам специалистов, анализ ситуации позволяет сделать вполне определенные выводы о том, что именно может быть размещено на главной зарубежной военной базе России.
Судя по словам главкома ВВС Владимира Михайлова, в рамках гособоронзаказа 2005 года на вооружение авиационных частей поступят модернизированные истребители Су-27СМ, ударные самолеты Су-24 и Су-25. По имеющейся практике, до поставки в строевые части все новые машины должны пройти через Липецкий центр - элитное подразделение ВВС, занимающееся освоением новой техники и разработкой учебных пособий для строевых летчиков.
Офицеры центра - костяк летного состава авиабазы Кант. Так что, как нетрудно предположить, вся новая техника неминуемо пройдет через него - другого такого полигона у России нет.
Уверенность, что Кант станет первой площадкой размещения современных российских самолетов, держится и на том, что российское присутствие в Киргизии во многом вызвано противодействием росту влияния США в среднеазиатском регионе.
Только что Вашингтон официально обратился к правительству Киргизии с просьбой разрешить размещение на авиабазе Манас самолетов разведчиков AWACS. Бишкек отказал, подчеркнув, что "размещение американских самолетов-разведчиков на территории страны выходило бы за рамки полномочий и задач проводимой военно-гуманитарной операции в Афганистане" - с одной стороны. А с другой, выходит за рамки сотрудничества Киргизии с государствами членами ОДКБ.
В России никак не комментируют эту ситуацию. Хотя и отмечают, что единственная гарантия сдерживания влияния Вашингтона в регионе - это экономика. Увеличение российской авиационной группировки не только повысит боеготовность, оперативность и мощь сухопутных подразделений КСБР, но и откроет новые рабочие места для киргизов, обслуживающих российский военный объект. К сожалению, ничего более эффективного союзникам по ОДКБ Москва предложить не может....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали