Газета
23 марта 2005, 10:09
Европа проигрывает воздушный бой
Европа продолжит разработку Eurofighter. Великобритания, Италия, Испания и Германия договорились о дополнительном выделении 16 млрд. долларов на финансирование проекта
Конкурент МиГ-29 и F-16
Разработка широко разрекламированного европейского легкого истребителя четвертого поколения Eurofighter длится уже более 20 лет. Изначально самолет задумывался как конкурент российскому МиГ-29 (основной истребитель ВВС России) и американскому F-16. К началу 1980-х годов на вооружении европейских стран оставались морально и физически устаревшие самолеты F-104 Starfighter, F-4 Phantom, BAC Lighting и Fiat G-91. Американские машины не удовлетворяли Европу, так как были ориентированы на решение ударных задач, европейский же самолет нового поколения должен был стать в первую очередь истребителем, выполняющим задачи противовоздушной обороны (ПВО), и только затем - ударным самолетом.
Воплощать в жизнь многомиллиардный проект было поручено холдингу BAE Systems и европейскому авиакосмическому консорциуму EADS. Страны, участвующие в проекте, обязались приобрести определенное количество самолетов. К примеру, на вооружение германских ВВС до 2015 года должны поступить 180 самолетов Eurofighter. Ими планируется заменить старые Phantom и Tornado. Великобритания, Италия и Испания собирались заказать 440 самолетов. Еще 400 Eurofighter должны быть поставлены странам, не участвующим в проекте, в частности Австрии.
Пушка не наводится на цель
Первые восемь самолетов стоимостью 80 млн. долларов каждый поступили на вооружение германских ВВС в 2003 году. Но немецкие военные эксперты выявили у Eurofighter существенные недостатки. Вместо проектной скорости 2500 км/час самолет оказался в состоянии развить лишь 2000 км/час. Полеты на сверхзвуковых скоростях истребитель осуществлял лишь на высоте 12 тысяч метров, а не 18 тысяч, как этого требовал бундесвер. Прицельное устройство пушки Eurofighter не позволяет точно навести ее на цель. Но и это еще не все. Если над землей повисла дымка (не говоря уже о настоящем тумане) или температура воздуха упала ниже 5 градусов, то боевые машины вообще не способны подняться в воздух. Как говорилось в отчете экспертов, даже видавший виды МиГ-29 превосходит европейский "самолет нового поколения" по многим характеристикам. Тогда в задачах, поставленных перед разработчиками Eurofighter, говорилось, что "группировка таких самолетов должна уничтожить группировку МиГ-29 за шесть дней интенсивного противостояния в воздухе. При этом потери Eurofighter составят всего 30%".
Закрыть проект не удалось
Немецкие эксперты поставили вопрос о полном прекращении работы над проектом. Но другие страны-участницы отказались хоронить проект. В результате работа над ошибками продолжилась. В этом году стало ясно, что без продолжения финансирования завершить ее не удастся. Как говорят разработчики, выделенные дополнительно 4,39 млрд. евро уже потрачены. В результате четыре страны-заказчика Eurofighter должны либо найти источники финансирования, либо принять на вооружение истребитель, боевой потенциал которого будет ограничен. Как стало известно во вторник, Великобритания, Италия, Испания и Германия прислушались к доводам разработчиков и согласились выделить на доработку Eurofighter еще 16 млрд. евро.
"Самолет не для военных действий"
"Проблема Eurofighter заключается в том, что его делают сразу несколько государств, - считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. - Проекты такого масштаба всегда растянуты по срокам". По мнению экспертов, было сложно ожидать, что европейцы откажутся от проекта, в который уже вложены немалые деньги. Доработанный вариант Eurofighter должен превосходить МиГ-29. Правда, в корпорации "МиГ" считают, что их новая версия МиГ-29М2 будет не хуже. Не боятся конкуренции со стороны европейцев и в КБ Сухого. "Когда Eurofighter будет готов, у нас уже на подходе будет самолет пятого поколения, который по своим тактико-техническим характеристикам и даже по цене превзойдет не только европейский Eurofighter, но и американский самолет пятого поколения F-35", - говорят в компании. Впрочем, эксперты в перспективах самолетов пятого поколения "от Сухого" сомневаются. "Для стран, объявляющих тендеры на поставку истребителей, цена и качество техники не всегда играют главную роль, - говорит Пухов. - В последние годы они покупают самолеты не для военных действий, а чтобы совершить технологический рывок. У Eurofighter шансов выиграть тендеры на поставку своей техники не меньше".
Расстановка сил
По прогнозу американской компании Forecast International, в период с 2005 по 2009 год в мире произведут 1 тыс. 459 новых истребителей. "Американские компании Boeing и Lockheed Martin будут мировыми лидерами по объемам производства. Каждая из них выпустит 308 самолетов и будет контролировать 21,1% рынка. Европейская компания Eurofighter произведет 258 истребителей (17,7%), российский концерн "Сухой" - 160 боевых самолетов (11%)", - говорится в информационном выпуске агентства Washington ProFile. Общий объем рынка, по оценке американской компании Forecast International, составит 78,5 млрд. долларов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали