Профиль
4 апреля 2005, 14:08
Только с "этажерки" и видно, как красива наша земля
Мы хорошо помним фильм про истребителей "В бой идут одни старики" и забыли о не менее знаменитом "Небесном тихоходе". Боевой машиной летчика Дерябиной был именно У-2
В аэроклубе Мячкова имеются два таких вполне живых самолета. На одном из них недавно военный летчик Дерябина, вспоминая молодость, сделала круг почета над аэродромом. Она бы и чаще предавалась таким "воспоминаниям", да, жалуется, тяжеловато стало на "этажерку" взбираться. Годы не те. На открытом двухместном самолете, обдуваемая всеми ветрами, Клавдия Андреевна наносила недружественные визиты в немецкие тылы. Визиты были ночными, неожиданными и малоприятными. Для обеих сторон.
- Прежде чем нанести удар по тылам, мы сбрасывали светящуюся авиабомбу. От нее одновременно были и польза, и вред. С одной стороны - освещала цели, с другой - немцы воспринимали САБ как наши визитные карточки. Они понимали: приближаются "ночные ведьмы" - и сразу начинали высвечивать нас прожекторами. А болтаться в лучах прожектора, да еще и быть ослепленной ярким светом - затея опасная во всех отношениях.
- В гвардейский 46-й женский авиационный полк я прибыла в июне 43-го. На Кубань. Там шли ожесточенные бои в районе "Голубой линии". В нашем аэроклубе, где я училась на летчика, ночных полетов не было. Так что я не имела никакого опыта ночных вылетов. В ночь на 18 июля совершила свой первый боевой вылет. Никаких особых условий для взлетов и посадок в ночное время у нас не было. Стояли какие-то три фонаря. По ним и ориентировались. Связи с землей не было тоже. И летали мы без парашютов.
- А почему?
- Не знаю. В ту пору в голову не приходило у начальства это спрашивать. Парашюты нам выдали только перед самым концом войны. После того, как четыре наших экипажа сгорели заживо в подожженных самолетах, а могли бы спастись.
- И как прошел первый боевой вылет?
- Мы сразу попали в прожектора. По нам начали лупить зенитки. В этом бою была сбита командир нашей эскадрильи. Многие экипажи пришли с пробоинами. Когда мы доложили командиру полка о вылете, она спрашивает: "Еще можешь полететь?" Так в первую мою боевую ночь мы со штурманом сделали пять вылетов.
- Вас не обижает такое пренебрежительное прозвище вашего боевого самолета - "этажерка"?
- А пусть истребитель сделает то, что выделывали наши самолетики! Мы, конечно, глубоко в тыл не летали, но надоедали немцам основательно. К тому же только с нашей "этажерки" видно, как красива земля. Такой красоты ни с какого истребителя или современного пассажирского самолета не увидишь.
- На какой высоте летали?
- Если бомбить - не меньше 1200 метров. А иначе можно было развалиться от взрывной волны. Низко-низко мы летали только в Крыму, в районе Керчи. Там высадился наш десант. Он оказался отрезанным от моря. У наших не было еды и боеприпасов. И тогда мы с высоты 25-30 метров, ночью, заглушив моторы, бросали им необходимое с криками: "Полундра, принимай!" Мы находили своих по свету карманных фонариков.
- Получается, вы вели ночной образ жизни. А как жили днем?
- Быт у нас был спартанский. Зимой, если маску на вылет не наденешь, кожа вмиг становилась красной, обветренной, как у индейца. Одежда самая простая. Сапоги "сорок-последнего размера", галифе, перешитое руками нижнее мужское белье. Форменные платья нам стали шить только в конце 44-го.
Помню, на Тамани нас повели в баню. Как мы обрадовались! Но не учли, что вода там солоноватая. В результате волосы у всех девчонок стали как проволока. Вдруг ночью пошел дождь. Мы все, радостные, высыпали на улицу - чтобы только голову в порядок привести. Хоть и война, а выглядеть хотелось хорошо. В каждой эскадрилье ежедневно выпускали "боевой листок": юморили, обсуждали проделанную за ночь работу. У кого-то были рабочие дни, а мы трудились по ночам. Была у нас и самодеятельность, спортивные соревнования. Мы азартно резались в домино, многие очень хорошо играли в шахматы.
- Когда немцы сбивали самолеты, экипаж искали?
- Всегда. Искали даже после войны. Я помню все места - и у нас, и в Европе, где наши девочки погибли. А умирать очень не хотелось. У нас в полку был случай. Во время вылета убило летчицу. Так девушка-штурман, которая сидела сзади, смогла дотянуться до штурвала и посадить самолет одной рукой. Другой она держала труп летчицы.
После войны Клавдию в небо не пустили врачи. Пошла служить в МВД. Вместе с военнопленными строила автомобильную дорогу Москва - Симферополь.
- Немецкие солдаты обычные были, как наши. Таить обиду на них грешно. Был среди них один зенитчик, который по нашим самолетам в Крыму стрелял. Он наблюдал за мной издалека, всматривался в лицо, будто чего вспомнить пытался. Мне сказали, что очень хотелось ему с летчицей поговорить. Не подошел. Застыдился. Что делать... Их послали - они воевали. Фашистами были не все......
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 28, 2024
Авиакомпания Red Wings сообщает о скидках и льготах для детей