Финансовые Известия
27 апреля 2005, 17:47
Технология высокого полета
В 2007 году международные авиаперевозчики должны перейти на электронные билеты. Невыполнение этих требований грозит авиакомпаниям потерей конкурентоспособности на международном рынке
Электронные билеты вытесняют бумажные во всем цивилизованном мире, как компьютер вытеснил пишущие машинки, а электронная почта бумажную переписку. Такой билет имеет бесспорные преимущества - его невозможно ни потерять, ни забыть, данные пассажира постоянно хранятся в электронном виде в базе данных и доступны в любой момент. Использование электронных билетов упрощает процесс регистрации и экономит время пассажиров. Отпадает нужда в "билетопечатании", а значит, в специальных принтерах и операторах. Игнорировать электронный билет - все равно что добывать огонь при помощи палки и веревки, когда у соседа в кармане зажигалка. И требования IATA вполне закономерны. Наши авиаперевозчики охотно перешли бы на электронный билет, если бы это было так просто. Но все упирается в использующиеся в России технологии, которые не дотягивают до мировых. Например, системы бронирования билетов.
- Системы бронирования, работающие на локальном рынке ("Сирена 2.3", "Сирена-Трэвел"), хотя и доработаны до большей части международных требований в части взаимодействия с внешними информационными системами, в настоящий момент не поддерживают ничего, что начиналось бы с "е-", - говорит Илья Александровский, директор по продажам авиакомпании "Сибирь".
Для перехода на электронный билет российским авиаперевозчикам придется радикально перестраиваться.
- Для авиакомпаний это технологический переход, при котором необходимо задействовать новые IТ-решения для бронирования и учета таких билетов, а также пересмотреть действующие внутренние технологии работы, - говорит начальник отдела организации продажи пассажирских перевозок "Пулково" Андрей Старицын. - В "Пулково" создана рабочая группа, которая изучает вопрос и готовит шаги для будущего внедрения электронного билета.
Что касается "Аэрофлота", он о новых технологиях не только подумал, но и внедрил их, осуществив переход на автоматизированную систему бронирования и продажи авиабилетов Sabre - именно эту систему используют American Airlines, US Airways, Air France, Alitalia, KLM и другие крупные авиакомпании. Осуществить это было непросто.
- Переход на новую систему бронирования и продажи авиаперевозок потребовал обновления парка компьютерного оборудования, инвентаризации существующих и установки новых терминальных подключений. В частности, установлено более 1500 терминалов Sabre в "Аэрофлоте" и около 5500 в агентствах, - рассказывает Сергей Кирюшин, директор департамента информационных технологий "Аэрофлота", - Sabre позволяет более гибко работать в области бронирования и продажи авиаперевозок, одновременно обеспечивая максимальную эффективность деятельности как агентов, так и офисов собственных продаж авиакомпании. Кроме того, новые технологии предлагают множество новых функций, полезных как для "Аэрофлота" и туристических агентств, так и для пассажиров.
Если для "Аэрофлота", большая часть маршрутов которого пролегает за пределами России, выполнение требований IATA - дело само собой разумеющееся, то другие перевозчики пока только обдумывают, нужен ли им E-ticket, и прикидывают, сколько денег потребуется, чтобы перейти на новые технологии, поддерживающие E-ticketing. Если с принятием решения не поспешить, можно остаться за бортом мирового воздухоплавания.
"При подобном подходе в "лучшем" случае российские авиакомпании лишатся большей части международных интерлайнов и участия во всех международных системах взаиморасчетов (BSP) IATA - с 1 января 2008 года "бумажек" BSP выпускать не будут, - предупреждает Илья Александровский. - Кроме того, западные аэропорты, которым накладно содержать штат агентов по регистрации, могут начать брать деньги за обслуживание "бумажных" пассажиров. В общем, у международных перевозчиков со всех сторон возникнут потери в продажах и дополнительные затраты, которые сейчас сложно даже оценить".
Переход на электронный билет, наоборот, даст авиакомпаниям реальное сокращение затрат. По данным IATA, электронный билет перевозчику обходится на $ 9 дешевле бумажного. Кроме того, современные IТ-технологии, например, системы интернет-бронирования билетов, открывают перед компаниями новые возможности, которые им раньше и не снились. "Например, решение Sabre для агентской сети и для офисов продажи авиакомпаний предполагает возможность бронирования не только перелетов "Аэрофлотом", но и билетов на рейсы большого количества других авиакомпаний, прежде всего зарубежных, а также отелей, туров, автомобилей, морских и железнодорожных перевозок, - рассказывает Сергей Кирюшин. - Кроме того, интернет-бронирование увеличивает долю прямых продаж, а значит, меньше доля агентской комиссии, выше собственный доход от продажи билетов. Это один из существенных плюсов, связанных с переходом на электронные билеты".
Лично оценить преимущества электронного билета пока могут пассажиры, летающие рейсами крупнейших международных перевозчиков. Тем, кто летит недалеко, вряд ли в обозримом будущем он будет доступен.
- Конечно, на всех внутренних рейсах срочно переходить на электронный билет не имеет смысла. "Быть готовыми к работе с такими билетами должны все международные линии (как дальнего, так и ближнего зарубежья) и магистральные линии от Москвы и Санкт-Петербурга до 40 - 50 крупнейших городов, - считает Илья Александровский. - Если первая пятерка перевозчиков и аэропорты их полетов будут к 2007 г. готовы к работе с e-ticket"ом, этого будет вполне достаточно для того, чтобы отечественная гражданская авиация сохранила лицо....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали