О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нетипичная катастрофа в "черных ящиках"

Некоторыми деталями расследования катастрофы истребителя МиГ-29 в Тверской области поделился заместитель главнокомандующего ВВС России генерал-полковник А. Ноговицын

Некоторыми деталями расследования катастрофы истребителя МиГ-29 в Тверской области поделился вчера с журналистами заместитель главнокомандующего ВВС России генерал-полковник Анатолий Ноговицын.

Разговор шел в 13-м ГосНИИ (г. Люберцы), специализирующимся на расшифровке бортовых самописцев разбившихся самолетов. Собранные под Андреаполем останки МиГ-29, в том числе так называемые черные ящики - магнитофон с записями переговоров пилота с землей и пленка автоматической регистрации параметров полета - уже через несколько часов после катастрофы были доставлены в институт. С их помощью специалисты пытаются посекундно восстановить действия летчика и траекторию самолета. Но вначале надо "привести к бою" сами регистраторы.

- Сюда редко попадают черные ящики в нормальном состоянии, - признался генерал Ноговицын. - Высокая температура и серьезная деформация от удара о землю делают свое дело. Однако имеющиеся в институте уникальные технологии восстановления бортовых самописцев, как правило, позволяют расшифровать записи. Другой вопрос, сколько на это потребуется времени.

С тверским МиГ-29 продления установленных сроков - одного месяца - скорее всего, не понадобится. Во всяком случае начальник 13-го НИИ вчера пообещал уложиться в тридцать дней. Подробно комментировать, как строится работа, генерал отказался. Единственное, что уточнил, - применяются стандартные методы.

Вообще любой информацией об этой трагедии в ВВС делятся крайне неохотно. Причина не только в том, что комиссия главкомата не завершила расследование, и любые выводы, сделанные прежде времени, эксперты воспринимают как своеобразное давление. Падание самолета, тем более сопровождающееся гибелью пилота, - настоящая трагедия для военных авиаторов, и муссирование слухов вокруг авиапроисшествия они воспринимают крайне болезненно.

- За последние дни было выдвинуто много версий, много людей судили о катастрофе, не дожидаясь выводов комиссии. Я не хочу пополнять их число, - не скрывал заместитель главкома ВВС. - Однозначно сегодня можно утверждать лишь одно - случай этот не типичный.

Нетипичный - значит, не расписанный в деталях в руководящих документах ВВС и "не обкатанный" сотни раз летчиками во время предварительной подготовки к полетам. На вопрос "РГ": к действиям пилота или к работе техники относится нетипичность, генерал Ноговицын четкого ответа не дал. Но оговорился: пилот МиГ-29 в конце концов почувствовал, что с самолетом происходит неладное и даже пытался катапультироваться. То ли запаса высоты ему не хватило, то ли рычаги катапульты летчик рванул, когда истребитель находился под критическим углом, но факт остается фактом: майор погиб.

Сразу после трагедии под Андреаполем главком ВВС наложил запрет на эксплуатацию этого типа истребителей. Как долго она продлится?

- Существует два вида ограничений в полетах после катастрофы, - объяснил Анатолий Ноговицын. - Если имеется четкое понимание, что причиной стала неполадка в технике, то на всех самолетах или вертолетах данной модификации проверяются узлы и системы. В другом случае полеты запрещают до установления причины авиапроисшествия. Думаю, МиГ-29 скоро опять начнет летать. Этот самолет стоит на вооружении в нескольких полках, и в своем классе он востребован. Более того - у него хорошие экспортные перспективы.

Эти обстоятельства особенно ценны, если знать, что половина сегодняшнего авиапарка ВВС эксплуатируется 15 и более лет, а по технике ПВО данный показатель достигает 70 процентов. Авиационное командование, по выражению генерала Ноговицына, спит и видит новые машины. К примеру, работы по самолету пятого поколения не прекращаются ни на день. Но это не означает, что он появится в войсках в ближайшие годы.

- Чтобы количество перешло в качество, необходимо модернизировать имеющиеся машины, - откровенно сказал заместитель главкома.

В качестве доказательства того, что новая техника все-таки поступает в войска, генерал сослался на зенитно-ракетную систему С-400. В конце этого года первые расчеты "Триумфа" встанут на боевое дежурство в Московской зоне ПВО.

- Государственные испытания системы выглядят впечатляюще, - поделился мнением Ноговицын. - Там использованы принципиально новые подходы и заложены основы для совершенствования. "Триумф" - модульная система, по многим параметрам унифицированная. С-400 - воплощение всего лучшего, что сегодня имеется в отечественной "оборонке", с ней связано будущее ВВС.

Поинтересовались журналисты у генерала, как идет работа по совместному российско-украинскому проекту Ан-70? Он рассказал, что на днях из Запорожья вернулась группа наших инженеров, занимающихся доводкой двигателей для этого самолета. На земле проблемы вроде бы решены, теперь предстоит проверить силовые установки в небе. Только после этого будет ясно: стоит возвращаться к госиспытаниям лайнера или нет.

- Прогнозировать по времени, когда "семидесятку" примут на вооружение, я не берусь, - развел руками заместитель главкома ВВС....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка