Военно-промышленный курьер
8 июня 2005, 09:55
Интеграция военного производства
В России практически отсутствует опыт организации сложных межгосударственных программ вооружения. В наибольшей мере такое сотрудничество развито в Европе
Современная ситуация в оружейном бизнесе такова, что за исключением США никто не в состоянии сегодня профинансировать в полном объеме работы по созданию сложных систем оружия новых поколений: ни Франция, ни Великобритания, ни Германия, ни Россия. Разработка ракетно-космической, авиационной техники и военно-морских вооружений новых поколений требует все больших финансовых ресурсов. США планируют вложить в НИОКР по программе создания многофункционального истребителя F/A-22 "Рэптор" более 26 млрд. долл. Как ожидается, стоимость разработки семейства ударных боевых самолетов F-35 по программе JSF превысит 40 млрд. долл. В этой связи основной тенденцией развития мирового рынка высокотехнологичного вооружения становится привлечение союзников и стратегических партнеров к участию в совместных проектах на самых ранних этапах НИОКР. Даже США были вынуждены пойти на придание программе JSF международного статуса.
Интеграция военного производства позволяет за счет объединения внутренних рынков существенно увеличить серийность, поднять эффективность и рентабельность производства. Благодаря совместным НИОКР удается повысить тактико-технические и эксплуатационные характеристики вооружения и военной техники, обеспечить разработку и внедрение передовых технологий.
За счет объединения внутренних рынков боевых самолетов Великобритании, Германии, Италии и Испании удается не только существенно увеличить объемы продаж, но и ограничить экспансию американских аэрокосмических корпораций на европейский рынок. В условиях значительного обострения конкурентной борьбы программы лицензионного производства, совместной разработки и производства авиационной техники все активнее используются для усиления позиций на внешнем рынке.
Так, итальянские фирмы Alenia и Aermacchi, благодаря привлечению к разработке легкого штурмовика AMX бразильской компании Embraer, вышли на рынок боевых самолетов Бразилии.
Не все планировавшиеся межгосударственные проекты были доведены до завершающей стадии. Безрезультатно закончились франко-германские переговоры о совместной разработке Танка-70. Различия в концептуальных подходах, существенные отличия в тактико-технических требованиях и планируемых сроках принятия новой техники на вооружение привели к тому, что в 1979 г. в бундесвер начали поступать отличающиеся мощной броневой защитой и повышенной огневой мощью танки "Леопард-2". Вооруженные Силы Франции приступили в 1982 г. к закупкам маневренных АМХ-30В2. Аналогична судьба 155-мм самоходной артиллерийской установки SP-70 и многих других проектов. Однако, вне всякого сомнения, будущее за межгосударственными программами вооружения.
Основные формы и механизмы интеграции
Наибольшее распространение интеграция военного производства получила в ракетно-космической и авиационной промышленности. Большой опыт организации и реализации межгосударственных программ разработки и производства высокотехнологичного вооружения накоплен в странах Североатлантического союза. Создание Объединенных Вооруженных Сил НАТО дало мощный импульс развитию военно-технического сотрудничества, включая интеграцию военного производства, распространяемую в настоящее время не только на НИОКР и производственный процесс, но и на сбыт, и послепродажное обслуживание техники.
Основная роль в организации межгосударственных программ принадлежит правительствам заинтересованных государств. На ведомственном уровне - министерствам обороны, на промышленном - ведущим военно-промышленным компаниям. Международные программы разработки и производства сложных систем вооружения являются объектом целенаправленного государственного регулирования, распространяемого на все фазы реализации проекта: от изучения возможностей сотрудничества до разработки тактико-технических требований, организации НИОКР, подготовки и развертывания серийного производства, обслуживания в войсках и модернизации. Реализация каждой из вышеперечисленных фаз регулируется межправительственными соглашениями и контролируется национальными министерствами обороны. Основой сотрудничества являются межправительственные соглашения, определяющие цели и масштабы взаимодействия в рамках проекта, условия финансирования, ответственность и полномочия каждого из партнеров, а также распределение работ между военно-промышленными компаниями как в области НИОКР, так и собственно в производстве и послепродажном обслуживании.
Исторически сложились три основные формы организации межгосударственных программ разработки и производства высокотехнологичного вооружения:
- выделение ведущего партнера;
- сотрудничество на паритетных началах;
- сотрудничество на основе интеграции.
При сотрудничестве на паритетных началах создается структура управленческих органов, обеспечивающая равное представительство и участие в руководстве проектом всех стран-партнеров. Функции главного подрядчика принимает на себя международный консорциум, образуемый фирмами, получающими статус подрядчиков национальных министерств обороны. Контракты на разработку и производство систем, узлов и агрегатов, распределяемые между партнерами, подписываются на национальном уровне.
Высшей формой организации межгосударственного военно-промышленного сотрудничества является сотрудничество на основе интеграции. В этом случае создаются независимые административные органы и компании, отвечающие за разработку и производство вооружения. Эти органы правомочны подписывать контракты и несут полную ответственность, включая финансовую, за ход выполнения работ. Таким образом достигается упрощение процедуры распределения заказов и ответственности. Все государства оказывают равное влияние на ход выполнения программы. Активизируется обмен патентами и лицензиями.
Сотрудничество на паритетных началах и на основе интеграции активно развивается в Европе. К числу крупнейших европейских проектов относятся семейство боевых самолетов "Торнадо" (с участием Великобритании, Германии и Италии) и многофункциональный истребитель EF-2000, в создании которого, помимо вышеперечисленных стран, принимает участие и Испания.
На государственном уровне создаются межправительственные органы с участием представителей правительств, министерств обороны и видов Вооруженных Сил - руководящий комитет и исполнительное агентство. Проекты, реализуемые в рамках Североатлантического союза, имеют статус "проектов НАТО". Если руководящий комитет занят решением наиболее общих вопросов, таких как определение финансовых и технических требований Вооруженных Сил стран-партнеров, разрешение правовых и финансовых проблем, а также организация военно-технического сотрудничества с потенциальными партнерами из числа третьих стран, то исполнительный комитет занимается непосредственным планированием и управлением производством, включая совместное финансирование и контроль качества продукции. Исполнительный комитет замыкается непосредственно на промышленность.
Как правило, при Межправительственном комитете формируется Совет национальных директоров по вооружению (начальников вооружения Вооруженных Сил), в исполнительном - отделы или группы: административная, договорно-финансовая, планирования, НИОКР и производства, МТО и обучения.
Промышленный уровень включает главного подрядчика, подрядчиков и субподрядчиков. В качестве главного подрядчика может быть утверждена одна из компаний стран-участниц проекта, международный консорциум либо специально созданная компания. Главный подрядчик подписывает контракты с министерствами обороны заинтересованных государств, несет персональную ответственность за разработку, производство и техническое обслуживание вооружения, включая ремонт и модернизацию, подбирает подрядчиков, утверждаемых Межправительственным комитетом. Подбор подрядчиков и субподрядчиков осуществляется с учетом предварительно согласованного на межправительственном уровне перечня работ с обязательным их закреплением за конкретными странами.
При размещении заказов в рамках межгосударственных производственных программ используются два подхода:
- распределение работ согласно узкой специализации партнеров на выпуске строго ограниченной номенклатуры комплектующих изделий;
- дублирование выпуска комплектующих несколькими странами, что ведет к увеличению финансовых издержек, но обеспечивает фактическую независимость национального производства от кооперационных поставок из-за рубежа.
Основными критериями определения долей участия стран-партнеров в финансировании и распределении работ по программе являются объем заказов национальных министерств обороны, а также уровень развития научно-производственного потенциала. Как правило, финансирование НИОКР и производства осуществляется пропорционально потребностям в новом вооружении. Распределение работ в ходе НИОКР определяется научно-техническим потенциалом, участие в производственной программе - возможностями производственной базы и технологическим потенциалом стран-партнеров. Конкретизация работ, выполняемых каждой из стран в рамках программы, осуществляется после достижения принципиальных решений по тактико-техническим требованиям, объемам закупок, стоимости НИОКР и производственной программы. Как правило, базовая модель закупается партнерами по единой цене. Финансирование работ по доработке вооружения с целью расширения круга решаемых задач осуществляется каждым из партнеров в индивидуальном порядке.
Интеграция военного производства в России
По какому пути пойдет Россия? Что касается основных направлений сотрудничества, то они ясны: космос, авиа- и ракетостроение. В области гражданского космоса успешно функционируют Международная космическая станция и совместное предприятие "Морской старт" (США - Россия - Украина), в ракетостроении - совместное предприятие "БраМос" (Россия - Индия). В области военно-транспортной авиации достаточно перспективными представляются программы Ан-124 "Руслан" (Россия - Украина), Ан-70 (Украина - Россия) и Ил-76 (Россия - Узбекистан), в гражданском самолетостроении - RRJ (Россия - Франция - США) и Ан-148 (Украина - Россия). Однако при этом речь идет в основном о коммерческих проектах или проектах, ориентированных на внешний рынок.
По части перспективного ракетного оружия, боевых самолетов и вертолетов новых поколений все намного сложнее - их основным покупателем должны стать Вооруженные Силы Российской Федерации. С одной стороны - это главное условие присоединения к проектам стратегических партнеров России и обеспечения должного экспортного потенциала новых образцов. С другой - финансирование дорогостоящих НИОКР без гарантий крупных заказов со стороны министерств обороны стран-партнеров сопряжено с неприемлемыми рисками. Кроме того, предстоит ломка десятилетиями складывавшихся в Минобороны России стереотипов и предубеждений, проявляющихся в механизмах реализации государственного оборонного заказа. Это и отсутствие как таковой нормативно-правовой базы международной военно-промышленной интеграции, и проблемы долгосрочного (на весь период реализации проектов) планирования и программно-целевого управления перспективными проектами, предполагающими формирование международных дирекций, и угрожающий по масштабам дефицит финансовых ресурсов, и вопросы, связанные с передачей оборонных технологий.
Очевидно, что с учетом существенного роста стоимости НИОКР и обострения конкурентной борьбы на внешних рынках остро встает вопрос о привлечении к участию в приоритетных программах вооружения в интересах Минобороны России стратегических партнеров и инвесторов как в лице иностранных государств, так и частного бизнеса. Очевидно, что поддержание оборонного потенциала и сохранение позиций России на международных рынках оружия напрямую связано сегодня со способностью привлечь к финансированию и проведению работ по созданию высокотехнологичного вооружения новых поколений стратегических партнеров, прежде всего из числа стран СНГ, Индии и Китая.
Организация лицензионного производства боевых самолетов в Китае и Индии (модернизированный истребитель Су-27) - пройденный этап. Совместное производство крылатых ракет "БраМос" в Индии также не предполагает проведения масштабных НИОКР, что называется "с нуля". Фактически первой попыткой организации полномасштабного сотрудничества в создании принципиально нового вооружения станет проект истребителя пятого поколения. Насколько Россия готова к реализации этого проекта в качестве международного? Какие формы и механизмы сотрудничества могут быть задействованы? С одной стороны, Россия существенно превосходит потенциальных партнеров по уровню развития научно-технического, технологического и производственного потенциала, по качеству научно-технических заделов, по потенциальной емкости внутреннего рынка. С другой - уступает некоторым из них по уровню организации военного производства и эффективности оборонных расходов. Тем не менее, очевидна необходимость заблаговременного решения массы вопросов организационного, нормативно-правового, технического и финансово-экономического характера.
С учетом многократного роста стоимости НИОКР центральной становится проблема изыскания необходимых финансовых ресурсов, в связи с чем оперативного решения требуют вопросы использования внебюджетных средств, привлекаемых к выполнению государственного оборонного заказа по созданию вооружения новых поколений в плане определения основных источников финансирования и условий привлечения внебюджетных средств, включая инвестиции зарубежных партнеров, а также порядка окончательных расчетов заказчика с исполнителем. При этом важно учесть негативный опыт создания европейского истребителя пятого поколения: недостаточное бюджетное финансирование проекта повлекло за собой существенное затягивание сроков реализации программы (на 5-7 лет) и значительное несоответствие боевых и тактико-технических характеристик истребителя EF-2000 Mk.1 заявленным требованиям, в результате чего ВВС европейских стран получили боевой самолет четвертого поколения. Объединенная Европа, сумевшая первой поднять в воздух пассажирский самолет повышенной пассажировместимости (коммерческий проект А-380), как минимум на десятилетие отстала от США в области финансируемой за счет бюджетных средств боевой авиации. Если американский истребитель пятого поколения F/A-22 уже принят на вооружение, то только приближающийся по своим характеристикам к пятому поколению европейский EF-2000 Mk.3 поступит в войска не ранее 2010 г.
При оценке стоимости НИОКР по программам создания вооружения новых поколений необходимо еще до начала переговоров с потенциальными партнерами оценить стоимость работ по созданию научно-технических заделов, финансирование которых осуществлялось из бюджетов Минобороны СССР и России, а с середины 1990-х гг. - и за счет собственных средств предприятий отечественного ОПК.
До сих пор инициаторами международного сотрудничества выступали предприятия ОПК. Минобороны России не спешит брать ответственность на себя. Однако, по большому счету, речь идет о межгосударственном сотрудничестве, в организации которого основная роль принадлежит военным ведомствам. В первую очередь необходимо оценить реальные потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в новых вооружениях и четко определить основные параметры перспективных программ вооружения по номенклатуре, срокам исполнения, натуральным и стоимостным объемам закупок на всю их глубину, то есть на период как минимум до 2020-2025 гг....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали