Коммерсантъ
9 июня 2005, 07:53
Самолеты уступят место подводным лодкам
Центр анализа стратегий и технологий представит свой ежегодный рейтинг крупнейших компаний по объемам производства военной продукции
Рейтинг ЦАСТа считается в России наиболее точной оценкой ситуации в области оружейного производства. Он составляется главным образом исходя из данных самих предприятий. В рейтинге 2004 года лишь в двух случаях из двадцати были использованы собственные оценки ЦАСТа.
По оценкам ЦАСТа, рост производства на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса замедлился. Десять ведущих компаний произвели в прошлом году продукции на $5,8 млрд. Это лишь на $100 млн больше, чем в 2003 году. Основной причиной такой ситуации эксперты центра считают то, что и в 2004 году сохранилась очевидная экспортная ориентация российской оборонки. В 2004 году Россия установила очередной рекорд по поставкам на экспорт вооружений и военной техники - стоимость поставок составила около $5,7 млрд, что на $300 млн выше предыдущего рекордного значения, достигнутого в 2003 году и составившего $5,4 млрд.
Одновременно отсутствуют признаки того, что ежегодно растущий внутренний государственный оборонный заказ, достигающий уже показателей оружейного экспорта, оказывает хоть какое-то заметное воздействие на финансовое состояние оборонных компаний. "Проблема сводится к единственному вопросу: "Куда девается гособоронзаказ?" - заявил вчера Ъ заместитель директора ЦАСТа Константин Макиенко.- Можно предположить лишь две причины. Либо все средства идут на силы ядерного сдерживания, изготовление баллистических ракет "Тополь" и "Булава", либо все выделяемые бюджетом средства исчезают в коридорах Минобороны. До предприятий от гособоронзаказа доходят крохи".
Кроме того, по мнению экспертов ЦАСТа, до сих пор на оборонных предприятиях недостаточна доля гражданской продукции. Из-за этого рост производства идет крайне медленно. "Динамизм директоров предприятий можно оценить по объемам производимой их компаниями гражданской продукции,- считает господин Макиенко.- В этой сфере положительным примером может служить "Уралвагонзавод", и то лишь благодаря монополизму в области производства железнодорожного подвижного состава". Компания "Российские железные дороги" (РЖД) уже несколько лет активно обновляет парк своих вагонов, что привело к резкому росту объемов гражданской продукции "Уралвагонзавода". "Три российские естественные монополии - РЖД, "Газпром" и РАО ЕЭС - могли бы загрузить своими заказами добрую половину российской оборонки,- считает господин Макиенко.- Но кроме РЖД, такого намерения у остальных двух до сих пор не наблюдается".
Анализируя состав десяти крупнейших компаний РФ по объемам производства военной продукции, эксперты ЦАСТа отметили, что в 2004 году сохранилось лидирующее положение авиастроительных фирм - компании "Сухой", корпораций "Иркут" и "МиГ", а также производящих для них комплектующие корпорации "Аэрокосмическое оборудование" и двигателестроительных предприятий "Уфимское МПО" и ММПП "Салют". Однако в 2004 году объем продукции двигателестроителей стал снижаться. Эта тенденция, по мнению экспертов ЦАСТа, приведет в 2005 году к спаду и в авиастроительной промышленности. По оценкам центра, в текущем году лидерство среди оборонных предприятий займут петербургские "Адмиралтейские верфи", выполняющие крупный экспортный контракт по поставке Китаю подводных лодок....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 28, 2024
Авиакомпания Red Wings сообщает о скидках и льготах для детей