О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В России обсуждают электронный билет

Во второй день работы конференции "Транспортные услуги: технологии и искусство продаж" обсуждались проблемы внедрения электронного билета

Второй день профессиональной конференции открылся сообщением "Реализация решений IATA по внедрению электронного билета". Его сделали David McEwen - менеджер службы билетов IATA и Yngvar Sundsfjord - менеджер управления стандартизации заказа и продажи билетов IATA.

По планам этой международной организации, 40% агентств, работающих с нейтральными билетами в системе BSP, должны уже к концу 2005 г. перейти на E-Ticket. К концу 2006 г. эта цифра возрастет до 70% и к концу 2007 г. произойдет полный отказ от бумажных билетов. Для компаний это означает снижение издержек, так как приведет к экономии на оформлении каждого билета в среднем в размере $9. Но есть авиакомпании, где эта разница может быть в несколько раз меньше. Так как в среде BSP ежегодно продаются более 300 млн. билетов, то суммарная экономия составит почти $3 млрд., а в условиях жесточайшей конкуренции между авиакомпаниями, те, кто не перешел на E-Ticket, может потерять клиентов. В конечном итоге, с вводом этой технологии будет достигнута полная автоматизация производства и продажи билетов.

Что же E-Ticket приносит пассажиру? Во-первых, исчезает вероятность потери или кражи билета, во-вторых, не надо стоять в очередях, чтобы получить заранее забронированный билет. У туристических агентств отпадает необходимость иметь курьерскую службу по доставке билетов клиентам на дом, сокращаются почтовые расходы по их отправке.

Почему же при таких достоинствах E-Ticket не доминируют на рынке. Причины здесь как психологического, так и законодательного характера. Пассажир не получает на руки документ строгой отчетности, а распечатку E-Ticket бухгалтерии во многих странах не принимают к оплате. Так как такой билет можно распечатать дома на принтере, то пограничные и таможенные службы также отказываются рассматривать его как официальный документ. Поэтому авиакомпании вынуждены проводить большую работу со всеми упомянутыми органами, которая к настоящему времени обычно оканчивалась успехом. Но это процесс, растянутый во времени. Мешает внедрению E-Ticket и наличие у авиакомпаний различных систем регистрации билетов. Внедрение же новых, в которых действуют эти билеты, стоит значительных денег и при незначительном пассажирообороте не покрывает указанные $9 экономии на каждом билете. Кроме того, авиакомпании, имеющие много Интерлайн-соглашений, должны сделать их доступными для обработки в электронном виде. Однако опыт показывает, что авиакомпании, перешедшие на E-Ticket, проводят глобальный аудит этих соглашений и отказываются от экономически не выгодных. Это уже само по себе приносит им экономию.

По мнению докладчиков, есть несколько ложных концепций, утверждающих, что глобальные продажи билетов через Интернет не выгодны, а введение магнитной полосы ATB требует дополнительных затрат. Что касается туристических агентств, значительная часть выручки которых получается от комиссии за проданные билеты, то E-Ticket устраняет этого посредника.

Так как система продаж авиабилетов BSP нацелена на 100-процентную продажу E-Ticket, то были проведены исследования среди авиакомпаний, использующих эту систему на готовность перехода на E-Ticket. Проникновение таких билетов на март 2005 г. в среднем по миру составило 30%. К концу года ожидается удвоение этой величины. В США через по систему ARS продаются уже 87% билетов, в Канаде и на Бермудах - 86%. А в Малайзии - менее 1%.

Проведенный IATA в ноябре 2004 г. опрос авиакомпаний показал, что 7% их полностью готовы к переходу на E-Ticket, включая интерлайн-соглашения, 13% уже продают, но вне рамок этих соглашений. Не продают E-Ticket, но работают над их внедрением - 5%, а у 75% авиакомпаний нет таких планов (в эту цифру включены компании, от которых ответ не был получен).

В настоящее время IATA разработала и осуществляет проект упрощения бизнеса, связанного с E-Ticket. Он состоит из 2-х фаз. Первая закончилась в мае этого года и показала существенный сдвиг с решением проблемы E-Ticket. Уже 13% авиакомпаний полностью готовы на переход к таким билетам, развернули работы - 21%, имеют план их внедрения- 21% , а 27% - по-прежнему не готовы. Вторая фаза предусматривает изучение каждой из указанных выше групп и анализ их.

В России и СНГ 77% авиакомпаний не имеют планов внедрения E-Ticket, и 23% - обладают возможностями использования их. Такая удручающая картина объясняется несколькими причинами. Первая - не решены юридические и правовые вопросы. Вторая - внедрение упирается в решение финансовых проблем. Третья - отсутствие материальных ресурсов. Четвертое - непонимание некоторыми компаниями, как связать E-Ticket и E-Trade. Пятое - не определено, как вести процесс регистрации и обработки данных по пассажирам. Шестое - продолжающееся внедрение в России европейской системы продаж билетов BSP.

План IATA по продвижению E-Ticket предусматривает поддержку решений тех компаний, которые обладает возможностями по переходу на эти билеты, консультационная помощь и предоставление необходимой информации. Тем же авиакомпаниям, которые не собираются переходить на E-Ticket, IATA собирается показать, что у них нет будущего. Что касается туристических агентств, то продажа E-Ticket в 2008 г. должна также составить 100%.

Перешедшие и переходящие на E-Ticket авиакомпании становятся более зависимыми от IT-систем. Поэтому необходим круглосуточный доступ к этим системам, к единой базе данных по хранению билетов. Чрезвычайно актуальными становятся вопросы надежности IT-систем и авиакомпании должны иметь планы на случай их аварии, если доступ к системе прерывается.

Не должны оставаться равнодушными к проблеме E-Ticket и аэропорты - к моменту внедрения их авиакомпаниями они должны быть готовы к обработке и принятию таких билетов. Поэтому IATA помогает аэропортам в разработке соответствующих стандартов и внедрению их. В частности, ведется активная работа с международной ассоциацией аэропортов.

Как одну из составляющих, мешающих широкому внедрению E-Ticket, многие авиакомпании рассматривают увеличение мошенничества с билетами. Однако, как показала практика перешедших на E-Ticket авиакомпаний, пока такое явление не наблюдается. Наоборот, исчезают виды его, связанные с кражами, в том числе массивов билетов в турагентствах и авиакомпаниях, а также с подделкой их.

На постоянно возникающие вопросы, связанные с продажей E-Ticket только по кредитным карточкам, IATA все время подтверждает, что это условие обязательно только при продаже через Интернет.

Тема доклада директора центра технологий и автоматизации ЗАО "ТКП" Виктора Могилина - "Электронный билет в системе взаиморасчетов на воздушном транспорте России и стран СНГ". По его словам авиабилет вообще имеет много ипостасей, которые регулируются как международными документами, так и приказами бывшего МГА от 1985 и 1986 гг. К этому надо прибавить различные документы таможни, пограничной службы, МНС. И, самое главное, что сложившаяся ситуация с правовым полем авиабилетов, позволяет признать их юридически несостоятельными документами.

Что касается E-Ticket, то это метод документирования авиаперевозки. Главное отличие этого билета от бумажной версии - отпадает необходимость в оформлении на бумаге расчетных документов. Сам же билет в привычном для пассажира виде может сохраниться.

Для продвижения в России E-Ticket будет создан центр электронного билетооформления для всех аккредитованных агентств, работающих в нейтральной среде ТКП. Он будет контролировать денежные потоки, выдачу агентствам выданных и проданных билетов, перевод денег авиакомпаниям. Демонстрация работоспособности технологии центра будет проведена в конце 2005 г., а на 2006 г. намечено введение его в эксплуатацию. Что касается туристических агентств, то никакой дополнительной сертификации они проходить не будут, хотя специальные соглашения с Центром им придется заключить.

Карина Кумрмаева из московского представительства British Airways рассказала о опыте работы с E-Ticket на российском рынке. По ее словам, данные билеты продаются только в Москве. Что касается рейсов на Петербург и Екатеринбург, то в этих городах аэропортовые службы не готовы к работе с E-Ticket (в Петербурге они смогут подготовиться только через год). В Москве сейчас на E-Ticket приходится 2,4% продаж авиабилетов, хотя возможность составляет 2,6% Столь маленький удельный вес объясняется тем, что основная часть билетов продается через турагентства. Что касается киосков самостоятельной регистрации E-Ticket в Домодедово, то ими сейчас пользуются 15% пассажиров British Airways (основная часть таких билетов покупается за пределами России), а к концу года ожидается удвоение этого показателя. Распечатка посадочных талонов возможна и на домашнем принтере на белой бумаге формата А4.

До настоящего времени E-Ticket можно было купить только в представительстве авиакомпании, но уже этим летом данная услуга станет возможной и по Интернет.

Заместитель генерального директора "Аэрофлота" Сергей Кирюшин рассказал о перспективах внедрения электронных билетов на российском рынке транспортных услуг. По его словам, участие его авиакомпании в альянсе Sky Team обязывает переходить на E-Ticket. В России же электронный билет не может существовать по закону.

Что же может произойти, если "Аэрофлот" не перейдет на E-Ticket. Многие предложения по открытию авиабилетных касс отвергаются по причине сложности ох оформления, а также необходимости выделять охрану для подвоза в них билетов. В то же время возникает проблема с заменой принтеров, так как серийный выпуск их прекратился и их делают только по заказу. А минимальная партия заказа - 100 принтеров. По самим E-Ticket необходимо создать программное обеспечение. С переходим на SABRE это сделать проще, так как используется именно данная система и существуют соответствующие разработки ПО.

Первой фазой внедрения E-Ticket для "Аэрофлота" станет Интерент-бронирование, но с выкупом билета в офисах компании или в аэропорту. В первой половине 2006 г. предполагается осуществлять уже оплату билетов через Интернет....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка