Главред
9 августа 2005, 09:22
Битва за воздушные ворота
Предполагалось, что управление одесским аэропортом "на месте" окажется более гибким и позволит привлечь средства иностранных инвесторов. Время показало, что намерения не оправдались
Одесский международный аэропорт является одним из крупнейших воздушных транспортных узлов нашей страны, связывающих Украину с более чем двумя десятками аэропортов Европы, стран Средиземноморья и Юго-Восточной Азии. Шесть лет назад это предприятие, приносящее, кстати, весьма ощутимую финансовую прибыль, решением сессии Одесского горсовета стало коммунальным. Предполагалось, что управление одесскими воздушными воротами непосредственно "на месте" окажется более гибким и позволит привлечь средства доверяющих одесской власти иностранных инвесторов. (Кстати, примерно по этой же причине аналогичная судьба постигла еще ряд украинских аэропортов, например, "Жуляны").
Увы, время показало, что подобные благие намерения оправдались с точностью "до наоборот". Однако прежде, чем рассказать об этом подробнее, необходимо отметить, что последние полтора года во главе коммунального предприятия "Международный аэропорт "Одесса" находился Владимир Боделан - родной сын бывшего мэра Одессы Руслана Боделана, как известно, горячего - в прошлом, а, может, и в настоящем - сторонника Виктора Януковича. По этой ли причине, или это чистое совпадение, но только после смены государственной власти к Одесскому аэропорту тут же проявили весьма повышенное внимание правоохранители и прочие важные комиссии, нагрянувшие сюда с тщательной проверкой.
Результатом этого внимания, кроме поспешного увольнения Боделана-младшего "по собственному желанию", стали воистину ошеломляющие выводы. Оказалось, что Одесского международного аэропорта, как цельной, единой структуры уже практически не существует. Так как, значительная часть его основных подразделений - например, цех бортпитания и VIP-зал - были переданы в эксплуатацию неким коммерческим структурам, доселе к аэропорту никакого отношения не имевших.
Разумеется, руководство этих "авиационных новообразований" куда больше беспокоилось о своем кармане, чем о муниципальной казне, отчего в кассу аэропорта, как правило, попадали считанные копейки. Так например, все тот же цех бортпитания -испокон веку прибыльная структура - по документам, работала или себе в убыток, или показывала смехотворный доход в 200-300 гривен. Кроме того, из-за откровенной монополии на торговлю авиационным топливом, цены на него в Одесском аэропорту поднялись до заоблачных высот - 850-890 долларов за тонну. По этой причине большинство иностранных лайнеров, чтобы не дозаправляться здесь "золотым" авиакеросином, вынуждены летать в Одессу с полными баками. Ну, и, наконец, за время пребывания одесских воздушных ворот в "коммунальных объятиях" его территория уменьшилась на многие десятки гектаров, которые были переданы "в аренду" все тем же коммерческим структурам.
"Бизнесмены от авиации"
В то же время сам Одесский аэропорт испытывал острую нехватку денежных средств. В том числе и для самых первостепенных своих нужд, непосредственно влияющих на "святая святых" - безопасность полетов.
- Давно требует замены изношенное оборудование дальних и ближних приводных радиостанций, подходит к концу срок эксплуатации системы курсо-глиссадных радиомаяков, необходимых для обеспечения захода на посадку самолетов в сложных метеоусловиях, нуждается в ремонте взлетная полоса,.. - скороговоркой перечисляет многочисленные проблемы воздушных ворот Южной Пальмиры один из высокопоставленных одесских авиационных чиновников. (В силу разрастающегося вокруг Одесского аэропорта скандала, о котором речь пойдет ниже, авиаторы не рискуют афишировать свои фамилии - иди знай, как повернутся события в дальнейшем. - Прим. автора).
Как ни задевает это мужское самолюбие, но разгребать "авгиевы конюшни" довелось женщине - бывшему заместителю Владимира Боделана по экономике Светлане Кобылянской, которую новый мэр Одессы Эдуард Гурвиц назначил на должность генерального директора КП "Международный аэропорт "Одесса". Поначалу ее назначение всерьез не восприняли ни сотрудники аэропорта, ни сторонние наблюдатели. Дескать, ну что с нее возьмешь - женщина без специального авиационного образования, да еще на столь специфическом производстве. Поговаривали, что назначение Кобылянской является сугубо временным тактическим ходом городского головы, которому, после его неожиданного возвращения на этот пост, необходимы были голоса местного депутатского корпуса для решения своих текущих проблем. (Светлана Кобылянская является депутатом Одесского городского Совета - Прим. автора).
Однако уже очень скоро скептики были посрамлены. Новый руководитель Одесского аэропорта оказалась человеком довольно крутого и пробивного характера - настоящая одесситка. В достаточно короткий срок Светлана Кобылянская не только быстро овладела необходимыми знаниями (сейчас она учится заочно в Киевском авиационном университете), а также навела "сталинский" порядок и финансовую дисциплину на производстве. Но и, что самое главное, начала "приводить в чувство" дочерние коммерческие структуры аэропорта, заставляя их "по справедливости" делиться прибылью. Как следствие, резко возросли финансовые показатели деятельности Одесского аэропорта, увеличились отчисления в казну, ощутимо улучшилось материальное положение его работников, вовремя ставших получать не только зарплату, но также премии и другие необходимые выплаты.
Единственные, кому явно не пришлась по вкусу "новая метла" были, разумеется, бизнесмены от авиации. Особенно выделились из этого ряда двое известных одесских предпринимателей - народный депутат Украины Г. и депутат Одесского городского Совета К. (обнародование их фамилий сейчас принципиального значения не имеет). По слухам, к ним недавно примкнул и Боделан-младший, использующий обширные связи своего, некогда могущественного, папаши. Являясь фактическими владельцами немалой части близких к аэропорту коммерческих предприятий, Г.и К. - в недавнем прошлом, активные деятели СДПУ(о) - по сведениям из неофициальных, но вполне достоверных источников, уже давно пытаются прибрать к рукам весь Одесский аэропорт.
"Меняю телекомпанию на аэропорт!"
Поначалу, эта "сладкая парочка", по рассказам одесских авиаторов, задумала весьма хитроумную комбинацию - приватизировать прозябающую авиакомпанию "Одесские авиалинии", затем "влить" последнюю в состав аэропорта, после чего стать полновесными хозяевами этого своеобразного авиационного объединения. Когда же эта ловкая "многоходовка" с треском провалилась, у депутатов возникла другая идея - поставить "у штурвала" Одесского аэропорта "своего" человека. Но, разумеется, для этого необходимо предварительно избавиться от Кобылянской.
И вот, на протяжении уже двух недель, принадлежащая господину К. одесская телекомпания практически ежедневно проводит целенаправленную дискредитацию нынешнего руководства Одесского аэропорта. Более того - не так давно неизвестными был организован очень странный пикет перед Одесской мэрией с требованиями "срочных кадровых изменений" в аэропорту . Странным этот пикет можно назвать хотя бы потому, что многие его участники даже не знали фамилии нынешнего руководителя вышеназванного предприятия.
А недавно, из тех же компетентных, хотя и неофициальных источников, мы узнали вообще сногсшибательную новость - якобы, депутаты К.и Г. напрямую предложили мэру Одессы Эдуарду Гурвицу "поменять" принадлежащую им одесскую телекомпанию на одесский аэропорт. То есть, сделать своеобразный "чендж" - не изменяя "де-юре" право собственности, поставить во главе этих предприятий "своих" людей". Расчет был точный - обстоятельства сложились так, что у нынешних одесских городских властей до сих пор практически не имеется своего телевизионного рупора на местном ТВ. Однако, даже не смотря на данное обстоятельство, Эдуард Гурвиц категорически отказался от подобной сделки.
Тем не менее, моральный прессинг бывших эсдэков против "настоящей одесситки", по всей видимости, будет продолжаться. Как долго Светлана Кобылянская сможет "держать удар"? Думается, долго. Тем более, что, насколько известно, руководители Департамента авиации, Минтранса и Одесского горисполкома ее деятельностью, в целом, вполне довольны. Такого же мнения и коллеги Светланы Кобылянской, на недавнем собрании трудового коллектива выразившие единодушную поддержку своей строгой начальнице. Но все же…
- Такие важные, в стратегическом отношении, государственные объекты, как аэропорты, ни в коем случае нельзя отдавать в частные руки! Ни фактически, ни тем более юридически, - убежден, пожелавший остаться неназванным, высокопоставленный одесский авиационный чиновник. - А чтобы "одесская ситуация" не повторилась где-нибудь еще в Украине, считаю, что все коммунальные аэропорты нашей страны необходимо в срочном порядке вернуть обратно - государству.
P.S. По результатам проверки деятельности КП "Международный аэропорт "Одесса" недавно возбуждено сразу три уголовных дела....
Авторские права на данный материал принадлежат «Главред». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали