Известия - Наука
23 августа 2005, 16:46
МАКСимальные секреты
Новейшие тенденции в военном сегменте аэрокосмического рынка отчетливо проявились в ходе авиасалона МАКС-2005. Главная из них - российскому ОПК придется переориентироваться на кооперацию с другими странами
В преддверии МАКС-2005 в Минпромэнерго сетовали, что по соображениям секретности на выставку не удалось представить треть предлагаемых образцов вооружений и военной техники. На выставке не оказалось широко разрекламированного оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер", который сейчас поступает на вооружение частей Северо-Кавказского и Дальневосточного военных округов. Не было среди экспонатов и новейшего зенитно-ракетного комплекса С-400 "Триумф". По словам главкома ВВС Владимира Михайлова, система успешно завершает испытания и по идее должна быть показана широкой публике. Ведь это оружие - одно из главных ноу-хау России в области тактической ПВО и ПРО.
Фирма "Сухого" не смогла "рассекретить" летающую лабораторию - прототип истребителя 5-го поколения Су-47. Перед МАКСом было обещано, что самолет с обратной стреловидностью крыла будет выставлен на статической площадке и все желающие смогут сфотографироваться на его фоне. Не получилось.
Тихие сенсации
Зато на стенде НПО "Сатурн" можно было увидеть одну из самых интригующих тайн МАКС-2005: "сердце" истребителя 5-го поколения - его двигатель.
- Самолеты "Су" уже совершили десятки полетов с нашим новым двигателем, - рассказал "Известиям" глава "Сатурна" Юрий Ласточкин. - Более того, некоторые из этих полетов стоят на грани мировых рекордов. Например, у самолетов "Су" есть предельная скорость, которой они достигают с обычными двигателями, сейчас она значительно превышена.
По словам Ласточкина, это говорит не только о том, что истребитель может летать быстрее, брать больше ракетно-бомбового вооружения и при этом обладать большей маневренностью. Главное, что у нового мотора в разы увеличен эксплуатационный ресурс. Это значит, что капитальных ремонтов меньше, запчастей нужно намного меньше.
- Это значит, что в ходе эксплуатации ВВС сэкономят чудовищные деньги, - уверяет Ласточкин. - Представьте, что средний ремонт двигателя стоит от 5 до 20 миллионов рублей, их на всех типах самолетов нужно ремонтировать даже не сотни, а тысячи раз.
При этом, по словам Ласточкина, новый двигатель может быть установлен не только на истребители 5-го поколения, но и на уже имеющиеся в составе ВВС истребители Су-27.
Не менее интересные идеи продемонстрировало и НПЦ "Технокомплекс". Фирма выбрана в качестве генподрядчика по созданию информационно-управляющего поля кабины пилота истребителя 5-го поколения.
- Сегодня мы имеем общее представление об облике кабины истребителя 5-го поколения, - говорит глава "Технокомплекса" Гиви Джанджгава. - Самолет появится только в 2007 году, но уже сегодня точно известно: аналоговые приборы в кабине пилота уйдут в историю. Их заменят жидкокристаллические панели. На эти дисплеи и стекло шлема пилота будет выводиться значительно больше информации. Цифры и шкалы будут переведены в зрительные образы, как в дорогих автомобилях: значки, иконки, символы.
Бортовая вычислительная машина будет получать информацию со 150 различных антенн и датчиков, размещенных по всему фюзеляжу. У самолета пятого поколения таких "органов чувств" будет на несколько порядков больше. Стоит и задача еще большего наращивания интеллектуального потенциала бортового компьютера. Частично все это уже реализовано на самолете Су-27СМ, который был выставлен на статической площадке выставки и сейчас идет на вооружение российских ВВС.
Дроны в небе
- Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) - одно из самых перспективных направлений развития авиации, - заявил "Известиям" председатель совета директоров корпорации "Иркут" Алексей Федоров. - Мы с 1999 года работаем над созданием БПЛА и достигли определенных успехов. На сегодняшний день корпорация - единственная из российских компаний - стала членом UVS International - ведущей международной неправительственной организации, формирующей концепции сертификации, стандартизации и регулирования полетов беспилотной техники.
"Иркут" представил целое семейство летающих роботов - дронов, способных в автоматическом режиме лететь по заданному маршруту, передавая на наземные пункты управления различную информацию: от маленького самолетика весом всего в несколько килограммов, запускаемого с руки, до достаточно внушительных аэропланов, для запуска которых нужна специальная техника. Все они могут комплектоваться цифровыми фото- и телекамерами, различными датчиками, системой лазерного картографирования. Разработчики говорят, что, например, телевизионный канал оптико-электронной системы DSP-1 (устанавливаемый на аппарате "Иркут-850") позволяет обнаружить и распознать человека на расстоянии до 4,5 км, а тепловизионный канал обеспечивает то же самое ночью на дальности до 4 км.
Полученные данные в реальном масштабе времени транслируются на выносные терминалы, которые можно установить на автомобиле, самолете или вертолете.
Сейчас разработками "Иркута" серьезно заинтересовались представители МЧС. Разработана концепция применения беспилотных робототехнических комплексов для проведения поисково-спасательных работ и мониторинга района аварий. "Иркут" получил госконтракт на опытно-конструкторскую работу по адаптации БПЛА "Иркут-60" к требованиям МЧС. Предполагается, что серийное производство летающих роботов начнется в 2006 году.
Закрытое небо
Эксперты считают, что МАКС-2005 удался. Не тем, что на нем было представлено максимальное количество образцов авиационной и ракетной техники, а системами вооружений, смысл и значение которых часто понятен только специалистам. Например, устройствами радиолокационного противодействия, как представленный на стенде ОАО "Оборонительные системы" прибор комплекса радиотехнической защиты. Прибор в составе модернизированной зенитно-ракетной системы С-125 "Печора-2М" предназначен для постановки радиотехнических помех, уводящих в сторону от пусковой установки атакующие ее ракеты противника. Простое решение в несколько раз повысило боевую устойчивость всего комплекса.
В результате программа "Печора-2М", предложенная Рособоронэкспортом и "Оборонительными системами", уже победила в международном тендере, объявленном одной из ближневосточных стран, и опередила в жесткой конкурентной борьбе проекты по модернизации ЗРК С-125, разработанные Польшей. Ориентировочная сумма данного контракта, предусматривающего модернизацию 30 комплексов, составляет $130-150 млн. А на салоне МАКС представителей иностранных государств, имеющих на вооружении не модернизированные С-125, было не счесть.
- Машина очень проста в эксплуатации, - утверждает гендиректор "Оборонительных систем" Андрей Романов. - Ее освоение не вызывает проблем даже у тех представителей вооруженных сил, в армиях которых ничего подобного до сих пор не было. Если раньше мы выпускали 1 комплекс в год, то сегодня портфель заказов на ближайшие 2 года на "Печору-2М" составляет около 25 комплексов.
Сегодня доля боевой авиации в экспорте российского оружия составляет 62%, но в ближайшие годы она неизбежно снизится. Рынок переполнен, и практически не осталось стран, готовых купить у Москвы истребители как таковые. Решение проблемы - в переориентации экспорта, что и продемонстрировал МАКС-2005, внушительную долю экспозиции которого заняли беспилотные летательные аппараты, системы радиолокационной борьбы и программы глубокой модернизации авиационной техники. Эксперты уверены, что именно они в перспективе и будут представлять основной высокотехнологичный экспортный товар России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия - Наука». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов