АРМС-ТАСС
16 ноября 2005, 12:07
Россия возвращается на рынок беспилотных летательных аппаратов
В ближайшее время в России могут быть приняты решения, способствующие развитию создания авиационной беспилотной техники
Эксперты отмечали, что имеющийся разрыв ликвидировать очень сложно, однако он может быть сокращен в том случае, если в России будет разработана всеобъемлющая программа создания новейшей беспилотной техники и начата ее практическая реализация при участии заинтересованных иностранных партнеров.
"За последнее 10-летие было наглядно продемонстрировано значение БЛА для вооруженных сил, их роль в сборе и передаче информации в реальном времени для потребителей самого разного уровня. Можно полагать, что в ближайшее время могут быть приняты решения, которые будут способствовать развитию этого вида авиационной техники в России", - отмечал Н.Долженков.
Как показал прошедший в августе салон МАКС-2005, в России произошли позитивные изменения в области разработки и создания беспилотной техники.
В частности, корпорация "Иркут" приступила к работам по созданию целой гаммы БЛА, в том числе и для выполнения антитеррористических задач. Во время салона МАКС-2005 в экспозиции корпорации была представлена целая гамма опытных БЛА, которые могут быть востребованы как на российском, так и международном авиационных рынках. Среди них были аппараты, предназначенные для борьбы с террористами.
В частности, для обеспечения безопасности во время проведения МАКС-2005 в подмосковном Жуковском применялся авиационный комплекс дистанционного зондирования "Иркут-850". В его составе используется мотопланер "Иркут-850", который может осуществлять полеты как в пилотируемом, так и в беспилотном режимах. Во время МАКС-2005 аппарат "Иркут-850" применялся в пилотируемом варианте, осуществляя барражирование на высоте около 1 км. Установленная на борту аппарата "Иркут-850" аппаратура способна обнаружить на земле любой опасный объект и передать его координаты наземным группам оперативного реагирования. Мотопланер выполняет полет в течение 12 часов и в реальном времени передает телевизионную или тепловизионную информацию от бортовых датчиков на наземную станцию управления, которая может располагаться в радиусе до 200 км.
При необходимости, по целеуказанию от оператора, авиационный комплекс дистанционного зондирования может точно определить координаты наземных объектов. Время подготовки летательного аппарата к вылету, включая проверку исправности, ввод полетного задания и приведение в состояние стартовой готовности не превышает 30 минут.
Центральный пуль управления снабжен четырьмя жидкокристаллическими мониторами, на которых отображаются карта местности с отметками текущего положения БЛА, зоны обзора средств наблюдения, пилотажно-навигационная информация, данные о состоянии бортовых систем, а также видеоизображение наблюдаемого участка земной поверхности. Оператор имеет возможность формировать и оперативно изменять структуру и состав предоставляемой информации под конкретную задачу. Как отмечают эксперты, практическое применение комплекса "Иркут-850" на салоне МАКС-2005 в целях обеспечения безопасности позволило выявить круг потенциальных заказчиков этой системы.
Помимо аппарата "Иркут-850" корпорация "Иркут" впервые представила в Жуковском ряд унифицированных многофункциональных авиационных комплексов (АК) дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) на базе перспективных БЛА. Основное назначение комплексов - обнаружение и мониторинг чрезвычайных ситуаций, поиск пострадавших, информационная поддержка средств быстрого реагирования. Кроме того, АК ДЗЗ могут применяться для решения задач информационной поддержки хозяйственной и природоохранной деятельности, в том числе мониторинга землепользования, лесозаготовок, энергетических и транспортных коммуникаций; информационной поддержке операций правоохранительных структур, включая контроль границы, борьбы с контрабандой и браконьерством и мониторинга мест проведения массовых мероприятий.
В состав комплексов входят БЛА пяти типов, наземные пункты управления трех типов, выносные терминалы для оснащения специальной техники, универсальное математическое и программное обеспечение, средства наземного обслуживания.
Все БЛА выполнены по самолетной однодвигательной схеме, оснащены экономичными поршневыми двигателями и имеют крейсерскую скорость 100-150 км/час. Типовая высота полета составляет 100-500 м для легких аппаратов ("Иркут-2F" и "Иркут-2Т") и 500-3500 м для более тяжелого БЛА "Иркут-200". В зависимости от поставленной задачи БЛА либо выполняет автоматический полет по заданному маршруту либо дистанционно управляется с наземной станции управления (НСУ), которая может получать данные с двух БЛА одновременно.
Для семейства БЛА разработан спектр полезных нагрузок, включающий цифровой фотоаппарат, различные типы телекамер и датчиков, систему лазерного картографирования (LIDAR), что позволяет удовлетворить требования широкого круга заказчиков.
Данные от полезной нагрузки БЛА могут в реальном масштабе времени передаваться на выносной терминал, установленный на автомобиле, самолете или вертолете, выполняющем целевую задачу (поиск пострадавших, тушение пожара и пр.). Выносной терминал может базироваться, в частности, на основе переносного компьютера и включает также приемное устройство с всенаправленной антенной.
В состав средств наземного обслуживания входит аппаратура технического контроля, контейнеры для хранения и транспортировки БЛА и инструменты. В зависимости от сферы применения и решаемой задачи, формируется конкретная конфигурация авиационного комплекса, включающая различные типы БЛА, полезных нагрузок, пунктов управления.
Создавая свое семейство АК ДЗЗ, корпорация "Иркут" ориентировалась, прежде всего, на потребности российских заказчиков, что нашло свое отражение в облике комплексов. Не случайно для первого публичного представления беспилотных комплексов был выбран ведущий российский авиасалон. Корпорация "Иркут" разработала семейство БЛА на собственные средства и не пользовалась государственным финансированием или косвенным субсидированием.
В настоящее время Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России и корпорация "Иркут" разработали совместную концепцию применения беспилотных комплексов для проведения поисково-спасательных операций и мониторинга районов аварий и сейчас комплексы адаптируются для решения указанных задач. В частности, НПК "Иркут" получила государственный контракт на опытно-конструкторскую работу по адаптации комплекса "Иркут-60" к требованиям МЧС РФ. Кроме того, в настоящее время выполняются совместные с МЧС испытания комплексов "Иркут-2" и "Иркут-20". Испытания комплекса "Иркут-200" запланированы на ноябрь 2005 г. Одновременно предполагается проведение испытаний комплекса "Иркут-850".
Беспилотные комплексы могут быть доработаны в соответствии со спецификой требований других государственных и коммерческих заказчиков, которые после салона МАКС-2005 заинтересованы в применении разработок корпорации "Иркут".
Серийное производство беспилотных комплексов планируется начать в 2006 г. В зависимости от комплектации, выбора полезной нагрузки и других факторов, стоимость комплекса в зависимости от модификации может колебаться в пределах от 60-80 тыс. дол до 4-5 млн дол....
Авторские права на данный материал принадлежат «АРМС-ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали