О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Арктика расширяет воздушные ворота

Новый аэропорт Мурманска вдвое увеличит пропускную способность

Сегодня, 24 декабря, Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ и Сбербанк объявили о заключении с крупнейшим владельцем региональных аэропортов - компанией "Новапорт" соглашения о предоставлении синдицированного кредита на завершение строительства нового пассажирского терминала для внутренних воздушных линий аэропорта Мурманска. Его суммарная стоимость составляет порядка 4,7 млрд руб. Новый терминал сможет обслуживать до 400 пассажиров в час.

Хибины для туристов

Новый терминал, напоминающий по дизайну Хибинские горы, должен быть введен в эксплуатацию уже в 2025 г. Его общая площадь составит 7065 кв. м, а пропускная способность - 400 человек в час. По словам первого заместителя министра экономического развития России Максима Колесникова, аэропорт Мурманск, после завершения строительства нового терминала внутренних авиалиний и реконструкции международного, сможет принимать до трех миллионов пассажиров в год. То есть вдвое увеличит свою пропускную способность. "Воздушная гавань будет способствовать дальнейшему экономическому росту региона, повысит его туристическую привлекательность, улучшит архитектурный облик города", - сообщил журналистам Максим Колесников.

Эти надежды полностью разделяют и в Сбербанке. "В последние годы Мурманская область стала очень популярна, - заявил журналистам после подписания соглашения заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов. - Туристы едут в Арктику, чтобы увидеть северное сияние, полярные ночи, посетить Териберку, покататься на лыжах в Хибинах, побывать в Мурманске и на северной рыбалке. Многие работают здесь вахтовым методом на добывающих и обрабатывающих производствах, занимаются добычей морских биоресурсов. Когда откроется новый современный аэровокзал, еще больше людей смогут с комфортом прилететь в Мурманск. Сбер с гордостью участвует в финансировании этого важного для региона и России проекта, потому что он ведет к росту внутреннего туризма и развитию нашей страны".

Химический взрыв для скальной породы

Возведение нового аэровокзального комплекса началось еще летом прошлого года, сразу же после того, как аэропорт подписал договор с группой компаний "Спектрум" на проведение строительных работ.

"Мы идем с опережением договорного графика примерно на месяц. В середине декабря закончили работы по устройству теплового контура и подключили здание к центральному отоплению, что стратегически необходимо было сделать ввиду суровой погоды. А сейчас уже полным ходом идут отделочные работы, прокладываются внутренние инженерные коммуникации. Мы уверены, что построим терминал раньше планового срока, но для нормального функционирования необходимы парковки и благоустройство. А это можно сделать только в летний период", - рассказал "Эксперту" управляющий партнер ГК "Спектрум" Владимир Иванов. По его словам, по ходу строительства рабочие столкнулись со сложной геологической обстановкой: данные в изысканиях были некорректны, в результате чего пришлось разработать более 5 тыс. кв. м скальной породы, в том числе с помощью химического взрыва.

"Новый терминал будет оснащен 11 стойками регистрации, современной системой обработки багажа, а также двумя каруселями выдачи багажа. При этом комфорт пассажиров будет обеспечен с помощью понятной навигации со стойками для зарядки телефонов", - сообщил "Эксперту" директор по проектированию и управлению строительством ГК "Спектрум" Александр Мутовкин.

Кроме того, по его словам, после строительства нового участка перрона появится возможность полноценного использования двух телескопических трапов.

Фабрика для аэропортов

Проект будет реализован с использованием "Фабрики проектного финансирования". Этот механизм, разработанный ВЭБ.РФ и Минэкономразвития России, позволяет стимулировать инвестиционную активность компаний и кредитных организаций путем предоставления заемщикам синдицированных кредитов на срок до 20 лет для финансирования проектов стоимостью от 3 млрд руб. в приоритетных отраслях промышленности. Ставка по такому кредиту частично субсидируется государством.

Выбор "Новапортом" в качестве партнера ВЭБ.РФ вполне закономерен. Госкорпорация развития является крупнейшим инвестором по финансированию проектов по созданию и модернизации региональной аэропортовой инфраструктуры.

По словам заместителя председателя ВЭБ.РФ Юрия Корсуна, при поддержке ВЭБ.РФ в настоящее время профинансирован или финансируется в общей сложности 21 подобный проект в крупных городах нашей страны. Из них 13 проектов уже реализованы. Это, в частности, терминалы в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Саратове, Сочи, Хабаровске, Екатеринбурге, Новом Уренгое, Новосибирске, Магадане, Самаре, Воронеже и Улан-Удэ.

Еще восемь региональных проектов сейчас в стадии реализации, включая аэропорты Благовещенска, Петропавловска-Камчатского, Оренбурга, международный терминал в аэропорту Хабаровска и другие. Общий объем инвестиций по этим проектам - 376 млрд руб., а объем участия ВЭБ.РФ - 151 млрд руб.

Но это еще не все. Как сообщила "Эксперту" исполнительный директор ВЭБ.РФ Екатерина Шелехова, в настоящее время на рассмотрении госкорпорации развития находятся шесть проектов терминалов и аэропортов, которые могут обслуживать до 10 млн пассажиров в год. Общий объем инвестиций по планируемым проектам составит 120,5 млрд руб., при этом объем участия ВЭБ.РФ - до 14,1 млрд руб.

Ключевым инструментом привлечения инвестиций по-прежнему остается "Фабрика проектного финансирования". "С учетом текущей ситуации, которая есть на рынке со стоимостью заемного финансирования, механизм оказался очень востребованным, показал свою эффективность, особенно по тем проектам, которые привлекали деньги в 2021 году с мыслью просто захеджировать риск роста ключевой ставки, - говорит Екатерина Шелехова. - Сейчас поменялись правила игры по применению этого инструмента: теперь все проекты сначала одобряются на уровне правительства, при этом в первую очередь учитывается социально-экономический эффект. И очевидно, что аэропортовая инфраструктура - это как раз та отрасль, которая способна показать максимальный социальный эффект. Поэтому ВЭБ.РФ будет продолжать работу в этом направлении и дальше".

Кроме строительства терминала, федеральный центр принял решение профинансировать реконструкцию взлетно-посадочных полос как в аэропорту "Мурманск", так и в "Хибинах" (находится в 15 км южнее города Апатиты). Как сообщила мурманскому информационному агентству "Би-порт" вице-губернатор Мурманской области Ольга Вовк, речь идет о выделении на эти цели в общей сложности 9 млрд руб. со сроками реализации в 2026-2029 гг.
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка