Для покорения неба Казанский вертолетный завод должен осилить импортозамещение
Легкий вертолет Ми-34М не станет трудной задачей?
В нынешнем году Казанский вертолетный завод отмечает юбилей - предприятию исполняется 85 лет. В каком состоянии КВЗ подходит к этой дате? За шесть с небольшим лет на заводе сменилось пять руководителей - на посту гендиректора успели побывать Вадим Лигай, Юрий Пустовгаров, Алексей Белых и Владимир Гинсбург. С октября 2023 года заводом руководит Николай Яковлев, представитель ростовской школы вертолетостроения. В холдинге "Вертолеты России" (в состав которого входит и КВЗ, сам холдинг является дочерней компанией "Ростеха") в ответ на запрос "Вечерней Казани" сообщили, что за 2024 год на предприятии изготовили более 50 вертолетов в рамках гражданских заказов - годовой производственный план выполнили досрочно. Как сообщал раис Татарстана Рустам Минниханов, в 2022 году КВЗ произвел 106 вертолетов военного и гражданского назначения. А в 2023 году предприятие планировало построить 106 военных и гражданских вертолетов. А в 2021-м и вовсе были выпущено только 45 машин. Важным достижением в "Вертолетах России" также считают создание крупнейшего производственно-учебного центра, в котором можно обучать до 3,5 тысяч человек в год. Помимо этого, на КВЗ продолжают модернизацию производства.
Как говорят опрошенные "Вечерней Казанью" эксперты, главные вызовы перед заводом ставят санкции. "Импортозаместить" нужно как и отдельные компоненты вертолетов, так и западные машины, обслуживание которых сейчас ограничено. И яркий пример здесь - анонсированное раисом Татарстан Миннихановым начало производства на КВЗ легкого вертолета Ми-34М. Машин похожего типа, вместимостью до трех пассажиров российский авиапром серийно сейчас не производит. Среди отечественных машин его можно сравнить лишь с Ми-2, который серийно начали производить аж в 1963 году, но теперь этот вертолет снят с производства. Да, была разработка КВЗ "Актай", рассчитанная на пилота и двух пассажиров, несколько экземпляров машины произвели в 2000-е, но "в серию" она не пошла. Ворваться в конкурентную нишу однодвигательных легких вертолетов, в которых хозяйничают Robinson, Bell и Airbus Helicopters, отечественный авиапром теперь рассчитывает с помощью Ми-34М. До этого "тридцатьчетвертые" Ми выпускались небольшими партиями с 1986 года. В отраслевых СМИ сообщалось, что КВЗ будет производить более совершенную машину - в отличие от предыдущих моделей, ее должны оснастить двигателем ВК-650В мощностью до 650 лошадиных сил от петербургского ОДК "Климов" тогда как в предыдущей модификации, Ми-34С, ставили двигатели мощностью до 365 "лошадок". В "Вертолетах России" информацию о производстве Ми-34М комментировать не стали.
- Вертолет такого класса необходим, это сто процентов! Спрос на него будет, - убежден создатель оператора деловой авиации АО "Казанское авиапредприятие" Магомед Закаржаев. - И планер у этой машины неплохой. Ми-34М будет прямым конкурентом Robinson R66 и Bell 505. Чтобы машина была востребованной, она должна по цене быть сопоставима с конкурентами. От цены зависит многое - у нас любят сразу объявлять сначала одну цену, а потом на два раза ее поднимать. Например, тот же "Робинсон" до санкций стоил 1,8 миллиона долларов США, а Bell - до 1,5 миллиона долларов.
- Говоря о Ми-34М, вопрос лежит не в плоскости производства. С производством-то КВЗ справится, ведь они делают и куда более сложные машины. Другой вопрос - будет ли на эту машину спрос, куда ее потом девать? Возьмем, например, вертолеты двойного назначения, такие как Ми-8, Ми-17. Их используют как госзаказчики, так и крупные предприятия. Нужно понять, кто будет закупать этот вертолет, сколько нужно таких машин производить. А когда техника ориентирована на коммерческого потребителя, как Ми-34М, то сложно предугадать, будет ли спрос, - предупреждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
В октябре 2024 года общественность "краем глаза" смогла взглянуть на первую машину - на аэродроме подмосковного Национального центра вертолетостроения (НЦВ) им. М.Л. Миля и Н.И. Камова, проектирующего вертолет, совершил первое висение Ми-34М1.
Вместо канадского "сердца" - российский "мотор"
Двигателями ВК-650В от петербургского "ОДК-Климов", кроме Ми-34М, оснастят еще один вертолет - производимый в Казани "Ансат". Эта двухдвигательная машина, к слову, целиком результат работы казанской школы вертолетостроения - спроектирована в местном конструкторском бюро и собрана на КВЗ. Ранее данный вертолет летал на двигателях фирмы Pratt & Whitney Canada. Интересно, что в девяностые канадская компания сотрудничала с казанским заводом при создании "Ансата", но сейчас политика развела предприятия по разные стороны - с началом СВО производитель прекратил поставки в РФ. В "Вертолетах России" нашему изданию сообщили, что импортозамещенный вертолет "Ансат" с двигателями ВК-650В готовится к летным испытаниям. А вертолеты "Ансат Aurus", презентованные в 2019 году, производятся по заказу, в соответствии с индивидуальными пожеланиями эксплуатантов, сообщили в холдинге.
- "Ансат" - это практически готовый беспилотник. Там стоит система управления, которую легко можно перестроить под дистанционную. Теперь, когда у машины будут российские двигатели, это можно будет реализовать. Этим вертолетом нужно будет позаниматься сделать беспилотник, и тонну груза, думаю, повесить можно. Такой беспилотник просто необходим в случаях, подобных аварии на Чернобыльской АЭС. Пока с вертолетов сбрасывали мешки с песком, тушили пожар, сколько техники погибло, сколько людей заболело! И чтобы решать такие задачи, и нужны беспилотники. Такие машины могут выполнять целый ряд задач, - говорит Александр Лаврентьев, возглавлявший КВЗ с 1984 по 2007 год.
Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев задается вопросом - как обслуживать те "Ансаты", в которых стоят иностранные комплектующие? Ведь разработчики иностранных запчастей из-за санкций отказались от взаимодействия с российскими эксплуатантами. Выхода здесь два: замена заграничных компонентов, в первую очередь двигателей, на отечественные аналоги. Такой вариант, по словам эксперта, наверняка прорабатывается конструкторским коллективом, но здесь появляется еще одна проблема: насколько это будет рентабельно. Если такое замещение не будет экономически целесообразным, то придется искать выходы с помощью параллельного импорта.
В ожидании стабильности в руководстве
Одна из главных проблем, пожалуй на многих предприятиях сейчас - кадровая. В "Вертолетах России" напомнили, что в августе 2024 года на КВЗ открыли учебно-производственный центр, готовящий специалистов по 38 профессиям, среди них - токари, фрезеровщики, электромонтеры, операторы станков с ЧПУ. Сейчас там занимаются 800 учащихся. А за год коллектив казанского завода, как сообщили в головном холдинге, пополнили почти 400 работников.
Но неверно было бы делать бы акцент на одних лишь достижениях. Точка напряжения вокруг завода - катастрофа "Ансата" санавиации в Нижегородской области в октябре 2024 года. Впрочем, Росавиация вместе с казанским заводом проверила 38 санитарных вертолетов и не нашла оснований для снятия их с эксплуатации. Ну и, конечно, особняком стоит ставшая притчей во языцех кадровая чехарда на предприятии.
- Частая смена руководителей замедляет развитие предприятия, пока новый директор войдет в курс дела, сформирует под себя управленческую команду, и бац - уже нужно новому решать те же самые задачи, - говорит исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Пантелеев. - С другой стороны, для каждого этапа существования предприятия нужен свой стиль управления. Главная проблема во внешней ситуации (в экономике). Экспортные контракты закончились, предприятие начало переориентироваться на гражданские проекты, на санавиацию. Думаю, к стабилизации кадровой ситуации на предприятии приведет только стабилизация внешних факторов.
А вот экс-директор КВЗ Лаврентьев оценивает ситуацию на предприятии оптимистичнее.
- Нынешний директор КВЗ Николай Яковлев находится на своем месте, - подчеркнул Лаврентьев.
С надеждой смотрит на будущее завода и советник премьер-министра Татарстана Назир Киреев. Эксперт уверен в успехе реализации программы импортозамещения вертолета "Ансат". Собеседник напомнил, что сам вертолет был разработан заводским ОКБ в "лихие девяностые", когда уже существовавшие конструкторские бюро практически не имели заказов.
- "Ансат" опередил свое время по многим решениям, он был первым в России, имеющим электродистанционную систему управления полетом. Благодаря своим характеристикам "Ансат" пару лет тому назад стал одним из самых востребованных вертолетов. Высокий потенциал заводского ОКБ и всего коллектива КВЗ подтверждают и проект трехместного вертолета "Актай", который не получил продолжения из-за отсутствия в России двигателей необходимой мощности, а также освоение по инициативе завода вертолета Ми-38, получившего сегодня мощное продолжение в виде утвержденной на несколько лет программы его выпуска, - говорит Киреев.
Кстати, все эти вертолеты разработаны и освоены в производстве на средства самого вертолетного завода, что стало возможным благодаря грамотно выстроенной экспортной стратегии команды управленцев тех лет во главе с Александром Лаврентьевым, отмечает эксперт.
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерняя Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Февраль 11, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за январь 2025 года
Февраль 14, 2025
IDEX-2025 в Абу-Даби: АО "УЗГА" впервые представит на зарубежной выставке беспилотник "Форпост-РЭ"
Февраль 14, 2025
WPolityce.pl: с авиазавода в Польше увольняют персонал из-за финансовых проблем
Февраль 14, 2025
В 2025 году вертолет санитарной авиации в Рязанской области совершил семь вылетов