О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Для Су-27 разобрали стену: что хранит самая необычная лаборатория НГТУ

Одна из самых необычных лабораторий для практических занятий студентов находится в здании факультета летательных аппаратов Новосибирского государственного технического университета НЭТИ. Собранную здесь авиатехнику используют в образовательном процессе. Главными экспонатами стали сверхзвуковой истребитель Су-27 и вертолет Ми-8. Обе боевые машины выработали ресурс и теперь служат учебными пособиями. Что хранит лаборатория ФЛА, "Новосибирским новостям" рассказал и показал кандидат технических наук, доцент кафедры аэрогидродинамики Александр Обуховский.

Лабораторию эксплуатации самолетов и двигателей факультета летательных аппаратов НГТУ НЭТИ используют для лекций и практических занятий со старшекурсниками авиационных специальностей. Находятся здесь, в частности, двигатели для разных типов самолетов и вертолетов. Студенты изучают особенности их устройства и работы. За год в этом помещении проходит несколько десятков экскурсий, начиная с приуроченных к дням открытых дверей и Ночи музеев и заканчивая приемом многочисленных групп абитуриентов, школьников и просто интересующихся авиацией.

Центральное место в лаборатории занимает Су-27. Это экспонат, выработавший свой ресурс в строевой части в Северо-Кавказском военном округе. В НГТУ с места службы машину везли в разобранном виде на тяжелом военно-транспортном самолете Ан-22. Это было в начале 2000-х. После прибытия "Сушка" стояла во дворе факультета летательных аппаратов, а через некоторое время ее закатили внутрь корпуса. Для этого пришлось демонтировать часть стены с окном. Чтобы максимально уменьшить вес и особенно габариты истребителя, крылья и хвостовое оперение отстыковали.

"Он чуть-чуть не входил в проем, и буквально приходилось бороться за сантиметры, отбивать штукатурку с углов. Закатывали самолет в зал и собирали его силами студентов под началом преподавателей военной кафедры, практически голыми руками, без использования грузоподъемной техники", - вспоминает Александр Обуховский.

Сначала Су-27 служил в качестве наглядного пособия для военной кафедры НГТУ. Потом, когда ее ликвидировали, как и в большинстве вузов страны, машину оставили для пристального изучения студентами ФЛА.

По словам доцента, гидравлическая система самолета находится полностью в рабочем состоянии. Ее запускают с помощью наземной насосной станции, подключенной к обычной электрической сети. Гидросистема позволяет выпускать и убирать шасси, отклонять органы управления и элементы механизации крыла. Приводят их в действие из кабины летчика, как и при традиционной эксплуатации.

Су-27 - это тяжелый истребитель четвертого поколения, он летает на скоростях, более чем в два раза превосходящих скорость звука, и к тому же очень маневренный.

"Есть такие фигуры высшего пилотажа, которые способен выполнить только Су-27. Ни один другой самолет в мире не сможет сделать, например, элемент "Кобра Пугачева", названый в честь летчика-испытателя ОКБ Сухого Виктора Пугачева, впервые показавшего его широкой публике на международном авиасалоне во французском Ле-Бурже в 1989 году.

При выполнении этого маневра самолет летит, постепенно снижая скорость, задирает нос, становится вертикально и отклоняется за вертикаль еще градусов на 30. Именно в этом положении машина и напоминает кобру перед броском. После этого опускает нос, постепенно разгоняясь, переходит к нормальному полету", - рассказывает Александр Обуховский.

На мировом уровне Су-27 считается одним из лучших среди массовых истребителей, за ним числится не менее трех десятков рекордов. Например, на высоту 12 километров он поднимается меньше чем за одну минуту.

"Высокие летно-технические характеристики во многом обеспечиваются аэродинамической компоновкой, доведенной до совершенства в Сибирском НИИ авиации коллективом под руководством Станислава Тиморкаевича Кашафутдинова, удостоенного за эту работу Государственной премии, - поясняет преподаватель университета. - Параллельно с работой в СибНИА Кашафутдинов более 40 лет читал лекции по аэродинамике на нашем факультете".

Так же как и "Сушку", в образовательном процессе используют вертолет Ми-8. Судя по камуфляжной окраске и красной звезде на обшивке, ранее эта машина эксплуатировалась в военной авиации.

"Выпускать Ми-8 начали в середине 60-х годов. Он получил свое название от фамилии генерального конструктора Михаила Миля. Это самый массовый вертолет в мире, выпускавшийся на протяжении более полувека, на двух авиазаводах - в Казани и Улан-Удэ. Почти все винтокрылые машины, которые летают вокруг нас, - это модификации Ми-8. Их очень много, и работают они в самых разных сферах", - уточнил Александр Дмитриевич.

Кроме самолета и вертолета, в лаборатории представлены авиационные газотурбинные двигатели, созданные отечественными конструкторами во второй половине XX века, включая силовые установки для современных истребителей МиГ-29 и Су-27.

Наиболее "заслуженным" в этом ряду можно считать двигатель первого поколения ВК-1, который использовали в истребителях МиГ-15 и МиГ-17, бомбардировщиках Ил-28. Примечателен он тем, что его разработали на основе английских авиамоторов фирмы Rolls-Royce, самых передовых на тот период. Советское государство официально купило около 40 таких в Великобритании. Часть поставили на наши первые реактивные самолеты и начали испытывать их в воздухе. Другую часть установили на стендах и стали гонять на земле. А часть "разобрали по болтикам", обмерили, создали чертежи и по ним стали делать такие же.

Через несколько лет накопленный опыт конструирования, производства и эксплуатации позволил создать отечественную модель ВК-1, превосходящую по мощности все семейство. Такие установки выпускали несколько моторных заводов в большом количестве.

"МиГи с этими двигателями воевали с американцами в Корее в начале 50-х годов и очень хорошо себя показали. А потом еще много лет стояли на защите нашего неба и были сняты с вооружения к середине 70-х годов", - добавляет Александр Обуховский.

В этой лаборатории проходят обучение студенты всех авиационных специальностей ФЛА, в том числе "Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей", "Гидроаэродинамика", "Самолето- и вертолетостроение". Кстати, именно с нее начинался факультет 65 лет тому назад, а потом из нее отпочковывались, разрастались, к ней прибавлялись дополнительные программы.

"Мы даем студентам основы знаний. На лекциях рассказываем, как устроены и как работают различные типы двигателей, другие агрегаты и системы авиационной техники, а затем идут практические занятия в лаборатории. Когда наши выпускники прибудут на то или иное гражданское авиапредприятие или в воинскую часть, то там они будут детально изучать тот самолет и двигатель, которые им предстоит обслуживать. После этого они сдадут соответствующие зачеты и экзамены и только тогда будут допущены к эксплуатации соответствующего типа воздушных судов", - объясняет преподаватель.

Специалисты в самолетостроении очень востребованы на Новосибирском авиазаводе. "Наших выпускников он поглощает почти полностью. Предприятие сейчас на подъеме, производство расширяется", - констатирует Александр Обуховский.

Ждут бывших студентов ФЛА и в других организациях отрасли, прежде всего - в Сибирском НИИ авиации имени С. А. Чаплыгина, в компании "Сибирь Техник", в ряде институтов Сибирского отделения Российской академии наук.

Чкаловский завод с момента своего создания в 1930-е годы был производителем боевых машин, разработанных КБ имени Яковлева, Микояна и Гуревича, Сухого. 30 лет назад, вскоре после развала СССР, на предприятии выпускали малой серией региональный пассажирский самолет Ан-38 на 27 мест. К нему, по словам Александра Обуховского, не было подходящих отечественных двигателей, а американские стоили в разы дороже, чем само воздушное судно. Сейчас на нашем заводе делают агрегаты для пассажирского "Суперджета", который собирают в Комсомольске-на-Амуре.

Последние два десятилетия на НАЗ имени Чкалова производят двухместный фронтовой бомбардировщик Су-34. Это младший брат истребителя Су-27, но более тяжелый и с более мощным вооружением. Кабина тут гораздо просторнее, чем у других самолетов тактической авиации: один из членов экипажа может стоять в полный рост. Это создает совершенно иной уровень комфорта, поскольку машина рассчитана на многочасовые перелеты и дозаправку в воздухе. Вместе с тем внешне модификации двух "Сушек" отличаются незначительно: у новосибирской есть цельноповоротное переднее горизонтальное оперение, которое отсутствует на базовой модели Су-27.

"Когда я сам поступал на ФЛА (тогда он назывался самолетостроительный факультет) 47 лет тому назад, конкурс был гораздо выше, чем сейчас. Современная молодежь с большим желанием идет на экономику и менеджмент, чем на инженерные специальности. А у нас на факультете учиться интересно, хотя и тяжело, тем более что до недавнего прошлого были проблемы с высокооплачиваемой работой после выпуска. Тем не менее сегодня ситуация выправляется, авиастроительная отрасль налаживается, хотя гражданское авиастроение пока заметно отстает от военного. И все-таки я верю, что нам еще предстоит летать не только на "Боингах" и "Эйрбасах", но и на современных "Тушках", "Илах" и "Яках", - отмечает преподаватель.
Авторские права на данный материал принадлежат «Новосибирские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка