О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дронное место: на новые беспилотники выделят 30 млрд рублей

"Известия" собрали топ-3 проектов, которые могут в ближайшее время получить финансирование

Фонд Национальной технологической инициативы (НТИ) рассчитывает выбрать 400 стартапов - разработчиков дронов до 2030 года. На поддержку выпуска готовых коммерческих решений в общей сложности планируют выделить 30 млрд рублей. "Известия" собрали топ-3 разработок, которые уже прошли экспертизу фонда и могут рассчитывать на финансирование в ближайшее время. Подробнее о том, чем интересны эти системы, читайте в нашем материале.

Автономная беспилотная авиационная система "Спутник Д"

"Спутник Д" - это автоматически стабилизируемая беспилотная авиационная система. В ее основе - энергоэффективное мультикоптерное беспилотное воздушное судно (БВС). Оно использует контур управления на основе нейросетевых алгоритмов и системы технического зрения. Такие аппараты предназначены для съемки видео, аэрофотосъемки, мониторинга и ретрансляции сигналов.

- Мы разрабатываем программно-аппаратный комплекс и прототип беспилотного воздушного судна, который удерживает свое положение в пространстве и следует за объектом без использования сигналов спутниковой навигации, - рассказал "Известиям" координатор проекта Игорь Мартьянов. - При этом алгоритмы беспилотной системы подразумевают возможность реализации пространственной стабилизации как относительно неподвижного маркера, так и относительно подвижного, то есть слежения и перемещения за цифровым маркером. В качестве маркера можно будет использовать любой объект с минимальной контрастностью относительно окружающей среды (человек, транспортное средство и т. д.).

Маркер представляет собой уникальную область пикселей, относительно которой нейросеть ведет вычисление отклонения от первоначального положения и передает данные на полетный контроллер, который стабилизирует дрон. В этом и состоит уникальность продукта: система машинного зрения используется для решения задачи удержания курса и высоты, а обученный на реальных данных ИИ позволяет распознавать и удерживать в кадре объекты с низкой контрастностью. Для работы комплекса не требуется никаких дополнительных датчиков и модулей, достаточно камеры и одноплатного компьютера.

Разработчики уверены, что использование их систем повысит уровень безопасности на массовых мероприятиях, увеличит скорости развертывания локальных устройств мониторинга и связи для проведения спасательных или поисковых операций, а также снизит операционные риски для компаний строительной и нефтегазовой отрасли.

Автономная беспилотная авиационная система "Поверхность"

Беспилотная авиационная система "Поверхность" поможет решить проблему позиционирования беспилотников в пространстве в условиях отсутствия устойчивого сигнала спутника или в условиях действия средств радиоэлектронной борьбы, полагают разработчики. Для позиционирования и ориентирования в основе используются оптические камеры и нейросеть с алгоритмами технического зрения с базой заранее загруженных снимков местности, а также специальные датчики.

- В отличие от первого проекта - стабилизируемой системы, - этот прототип оснащается оборудованием для определения своего местоположения в пространстве в условиях слабого сигнала глобальной навигационной спутниковой системы или его отсутствия. Система управления будет базироваться на мультикоптерной платформе или энергоэффективном планере, решение об использовании базового носителя будет принято нами после испытаний и опытно-конструкторской разработки прототипа, - сказал Игорь Мартьянов.

В системе управления есть подсистема данных, которая использует для позиционирования в пространстве заранее загруженные в память устройства карты подстилающей поверхности (спутниковые снимки). На разрабатываемой беспилотной системе "Поверхность" предполагается размещение полезной нагрузки для съемки видео, аэрофотосъемки, мониторинга и ретрансляции сигналов.

Дронопорт "ЭРИ-мини"

Дронопорт "ЭРИ-мини" - полностью автономная станция для зарядки дрона, работающая в режиме 24/7 со встроенной метеостанцией системой видеонаблюдения и всепогодной эксплуатацией. Он предназначен для обслуживания дронов с габаритными размерами не более 450х450 мм и, как ожидается, позволит эффективно выполнять ряд задач.

Как рассказал "Известиям" генеральный директор компании-разработчика "Русдронопорт", Николай Ряшин, дронопорты - это технология завтрашнего дня.

- Если дроны в принципе - высокотехнологичная продукция, которая удивляет на сегодняшний день людей, то, что создаем мы, это шаг плюс один. Мы делаем так, что беспилотники смогут работать без участия людей на месте, автоматически вылетать из своих домов, проводить миссии, возвращаться, обслуживаться роботами и дальше могут лететь на следующую задачу, - отметил он.

На сегодняшний день операторы БПЛА - это человеческий фактор, деньги и прочее. Разработчики уверены, что дронопорт будет эффективен там, где полеты беспилотников высокоинтенсивны, и там, куда достаточно трудно добраться человеку.

Высокий конкурс

Всего в системе сбора заявок на данный момент зарегистрировались более 600 разработчиков. До 2030 года на поддержку производства дронов и их комплектующих может быть выделено до 30 млрд рублей из федерального бюджета. Их предоставят Фонду поддержки проектов НТИ на организацию серийного производства новых видов беспилотных авиационных систем, их комплектующих, компонентов и подсистем, прототипов и опытных образцов, разработанных на базе Научно-производственных центров по БАС.

Фонд НТИ работает сейчас как инструмент реализации задач, которые поставил президент России, рассказал "Известиям" доцент РЭУ имени Плеханова полковник Александр Перенджиев.

- В частности, стать страной, опережающей другие в разработке беспилотных аппаратов, - уточнил он. - Для создания хорошего проекта нужно не только финансирование, но и мозги. Во многих вузах уже идет подготовка инженеров-разработчиков беспилотных летательных аппаратов. И там они создают свои стартапы. Поэтому мы можем говорить о том, что Министерство обороны РФ начинает тесно взаимодействовать со сферами образования и науки. Так что здесь все с точки зрения экономики работает должным образом.

Как объяснил "Известим" военный эксперт Виктор Литовкин, перед началом специальной военной операции у нас не было такой промышленности по созданию беспилотников. Поэтому сейчас очень важно поддерживать их разработчиков.

- Мы медленно запрягаем, но быстро едем, - отметил он. - Уже сейчас в России строятся предприятия и запускаются новые проекты, связанные с военно-промышленным комплексом. Это помогает сегодня нашим бойцам на линии соприкосновения. Но важно думать и о будущем. Например, о возможном ракетно-ядерном столкновении с блоком НАТО. Так, у нас есть ракетный комплекс "Искандер", который стреляет на 500 км. А есть ли у нас беспилотник, который может летать на такое же расстояние с помощью спутников и передавать нам информацию на такой дистанции? И нужно еще, чтобы противник не мог их обнаружить и сбить. Эти все задачи следует решать уже сегодня.

Для получения финансирования в 2024 году подали 234 заявки и ожидается еще около 80 по девяти технологическим направлениям на общую сумму 1,6 млрд рублей. В частности, 20 заявок включают в себя разработку компоновки и принципов движения беспилотников. Еще 13 разработок подано по направлению энергетических и силовых установок.
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка