О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Еще одна жесткая посадка

Очередное ЧП с российским "Суперджетом" вновь извлекло на свет божий два извечных русских вопроса

Мы уже рассказывали о ЧП в аэропорту турецкой Антальи, когда после жесткой посадки загорелся российский "Суперджет". Кадры горящего лайнера и спешно покидающих самолет пассажиров шокируют. Большая удача, что удалось избежать трагедии, никто не пострадал. Но этот факт не отменяет вопросов: почему так случилось?

Не будем торопиться с выводами, пока не поставлена точка комиссией по расследованию авиапроисшествия в составе наших и турецких экспертов. Но есть очевидный факт: такое же грубое приземление и воспламенение самолета, как и пять лет назад в Шереметьево.

Вспоминаю реакцию на ту катастрофу Сергея Мельниченко, гендиректора Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов": "Горечь и боль. Горечь за то, что вместо выявления реальных причин авиационного происшествия каждая затронутая катастрофой организация будет заниматься тем, чтобы вывести из-под удара себя. Боль за то, что отсутствие культуры безопасности полетов среди руководителей, их подчиненных и пассажиров снова стало причиной трагедии". Напомним, что тогда погиб 41 пассажир.

Грубая посадка - это, увы, не редкость. В моем архиве брошюра, изданная еще в 1990 году группой специалистов Госавианадзора СССР, ГосНИИ ГА и ЛИИ Минавиапрома СССР под названием "Пилоту о предотвращении грубых посадок". Подробно описаны основные ошибки, допускаемые экипажами, скрупулезно разобраны все возможные случаи - от выбоин на ВПП до ветра, о чем как раз и шла речь в последнем ЧП в Анталье. Приводится статистика инцидентов и авиационных происшествий. Так, за 1978-1987 годы на самолетах Ан-24-26-30 каждая третья грубая посадка приводила к авиационному происшествию, а на самолетах Ту-154-134 - каждая 18-я. Даны подробные рекомендации, какие действия должен предпринять экипаж для предотвращения ЧП и трагедий.

К слову, среди примеров последствий грубой посадки не было случаев, когда стойка шасси при ударе о полосу пробивала топливный бак, как это уже дважды случилось с "Суперджетом". Наверное, тогда на стадии проектирования учитывалась такая опасность. А был ли у нашего нового самолета главный конструктор?

"Если говорить о фигурах масштаба Туполева или Яковлева, то не было, - утверждает бывший специалист фирмы "Сухой" Сергей К. - Собирали самолет молодые ребята, не имевшие опыта работы с гражданской машиной, но верящие, что это им удастся. Собирали как пазлы: "Я его слепила из того, что было..." Не было ни главного конструктора, ни хорошего инженера, отвечающего за интеграцию отдельных систем. Естественно, всякая новая машина в процессе эксплуатации требует доработки. Но вот вопрос, который остается без ответа: почему не устранили все ляпы за 20 лет?"

"Мы знаем, кто продвигал этот самолет, - говорит летчик-испытатель, доктор технических наук Вадим Олейников. - И зовут его не "ПО "Сухой", а Михаил Асланович Погосян, благополучно избавившийся от ответственности за все неприятности созданного под его руководством детища. В начале нулевых именно этот человек на самом верху лоббировал создание своей машины, убрав с пути конкурента в лице уже готового к эксплуатации Ту-334. А ведь к декабрю 2006 года "Туполев" имел твердые заказы от семи авиакомпаний, подписал соглашения о намерениях еще с 24. Иран планировал у себя наладить сборку и начать серийное производство в 2015 году. Но в итоге проект был приостановлен в пользу нашего Sukhoi Superjet 100 и украинского Ан-148".

Будем ждать выводов комиссии по расследованию авиапроисшествия в Анталье. Главное - не ошибиться при заключении. А брошюру "Пилоту о предотвращении грубых посадок" не худо бы переиздать.

P.S. Вчера Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) сообщила о сокращении выпуска двигателей для МС-21 и "Суперджета". Если раньше до 2030 года заказчикам планировалось передать 192 штуки, то теперь только 128 штук. И еще большой вопрос, сколько их окажется на самом деле. Ведь в октябре 2023 года генеральный конструктор ОДК обещал президенту собрать 12 силовых установок ПД-14, а к концу ноября готово было только два двигателя. А планы на 2025 год сократились, соответственно, с 24 до семи штук. Значит, летать самолетам придется на двигателях с импортными комплектующими, которые все труднее доставать?
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка