Труд
6 декабря 2024, 08:30
Еще одна жесткая посадка
Очередное ЧП с российским "Суперджетом" вновь извлекло на свет божий два извечных русских вопроса
Не будем торопиться с выводами, пока не поставлена точка комиссией по расследованию авиапроисшествия в составе наших и турецких экспертов. Но есть очевидный факт: такое же грубое приземление и воспламенение самолета, как и пять лет назад в Шереметьево.
Вспоминаю реакцию на ту катастрофу Сергея Мельниченко, гендиректора Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов": "Горечь и боль. Горечь за то, что вместо выявления реальных причин авиационного происшествия каждая затронутая катастрофой организация будет заниматься тем, чтобы вывести из-под удара себя. Боль за то, что отсутствие культуры безопасности полетов среди руководителей, их подчиненных и пассажиров снова стало причиной трагедии". Напомним, что тогда погиб 41 пассажир.
Грубая посадка - это, увы, не редкость. В моем архиве брошюра, изданная еще в 1990 году группой специалистов Госавианадзора СССР, ГосНИИ ГА и ЛИИ Минавиапрома СССР под названием "Пилоту о предотвращении грубых посадок". Подробно описаны основные ошибки, допускаемые экипажами, скрупулезно разобраны все возможные случаи - от выбоин на ВПП до ветра, о чем как раз и шла речь в последнем ЧП в Анталье. Приводится статистика инцидентов и авиационных происшествий. Так, за 1978-1987 годы на самолетах Ан-24-26-30 каждая третья грубая посадка приводила к авиационному происшествию, а на самолетах Ту-154-134 - каждая 18-я. Даны подробные рекомендации, какие действия должен предпринять экипаж для предотвращения ЧП и трагедий.
К слову, среди примеров последствий грубой посадки не было случаев, когда стойка шасси при ударе о полосу пробивала топливный бак, как это уже дважды случилось с "Суперджетом". Наверное, тогда на стадии проектирования учитывалась такая опасность. А был ли у нашего нового самолета главный конструктор?
"Если говорить о фигурах масштаба Туполева или Яковлева, то не было, - утверждает бывший специалист фирмы "Сухой" Сергей К. - Собирали самолет молодые ребята, не имевшие опыта работы с гражданской машиной, но верящие, что это им удастся. Собирали как пазлы: "Я его слепила из того, что было..." Не было ни главного конструктора, ни хорошего инженера, отвечающего за интеграцию отдельных систем. Естественно, всякая новая машина в процессе эксплуатации требует доработки. Но вот вопрос, который остается без ответа: почему не устранили все ляпы за 20 лет?"
"Мы знаем, кто продвигал этот самолет, - говорит летчик-испытатель, доктор технических наук Вадим Олейников. - И зовут его не "ПО "Сухой", а Михаил Асланович Погосян, благополучно избавившийся от ответственности за все неприятности созданного под его руководством детища. В начале нулевых именно этот человек на самом верху лоббировал создание своей машины, убрав с пути конкурента в лице уже готового к эксплуатации Ту-334. А ведь к декабрю 2006 года "Туполев" имел твердые заказы от семи авиакомпаний, подписал соглашения о намерениях еще с 24. Иран планировал у себя наладить сборку и начать серийное производство в 2015 году. Но в итоге проект был приостановлен в пользу нашего Sukhoi Superjet 100 и украинского Ан-148".
Будем ждать выводов комиссии по расследованию авиапроисшествия в Анталье. Главное - не ошибиться при заключении. А брошюру "Пилоту о предотвращении грубых посадок" не худо бы переиздать.
P.S. Вчера Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) сообщила о сокращении выпуска двигателей для МС-21 и "Суперджета". Если раньше до 2030 года заказчикам планировалось передать 192 штуки, то теперь только 128 штук. И еще большой вопрос, сколько их окажется на самом деле. Ведь в октябре 2023 года генеральный конструктор ОДК обещал президенту собрать 12 силовых установок ПД-14, а к концу ноября готово было только два двигателя. А планы на 2025 год сократились, соответственно, с 24 до семи штук. Значит, летать самолетам придется на двигателях с импортными комплектующими, которые все труднее доставать?
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали