Военное обозрение
11 ноября 2024, 10:22
F-35 против Су-35 - это реальная реальность!
Наверное, кому-то все это покажется несущественным, но на самом деле это главнейший вопрос и для Ирана, и для России. Почему - станет ясно чуть ниже.
Если в целом - вопрос встречи в небе отнюдь не с мирными намерениями израильских F-35 и иранских Су-35 вообще не вопрос, а дело времени. Вопрос тут в эффективности сторон, и вот тут поле для размышлений.
Техническую сторону сравнений двух истребителей мы оставим на потом, поскольку это сравнение достойно отдельной части. Здесь же мы поговорим о не менее важных аспектах, которые могут быть более значимы, чем ЛТХ и ТТХ.
Итак, в Казани, в рамках саммита, были достигнуты определенные договоренности между Россией и Ираном. Как мне видится, эти договоренности будут идти как дополнения к Договору о всеобъемлющем сотрудничестве между Россией и Ираном, который стороны могли подписать именно на саммите в Казани. Договор мурыжили очень долго, начали еще при прежнем президенте Раиси, и вот теперь могли и завершить работу над ним подписанием. В таком случае все смотрится довольно логично и взвешено.
Иран давно смотрит на российские новые системы вооружений и даже приобретает некоторые из них. Из интересующего нас - самолеты Як-130, которые легко и непринужденно можно использовать для подготовки летчиков к полетам на Су-35. Причем лоббировавший сделку бывший заместитель министра обороны Мехти Фарахи не скрывал того, что Як-130 именно так и рассматривается: как учебно-тренировочный самолет для подготовки иранских пилотов к более сложным самолетам российского производства.
То, что Иран заранее начал подготовку своих пилотов к работе с российской авиатехникой (там не только Су-35 планируют приобрести, еще и вертолетами хотят затариться по полной программе), это правильно.
Здесь главное - на чем сегодня летают иранские военные летчики. А летают, они, простите, на таком откровенном старье, что за них реально становится обидно.
Если посмотреть на вооружение ВВС Ирана, то сразу можно понять, почему Израиль может вытворять любые непотребства на своих F-35, опасаясь исключительно ЗРК российского производства: противопоставить хоть что-то вменяемое ВВС Ирана не могут. Не на чем.
Основной истребитель ВВС Ирана - это F-14 "Томкэт".
В Иране вообще с самолетами сложилась такая ситуация: в 70-е годы США активно гнали в Иран свою технику в ответ на то, что СССР вооружал соседей в Ираке. А потом лавочку очень быстро прикрыли, Иран влетел в режим мировой изоляции и взять новую технику ему было просто негде.
Потому F-14, которые были выпущены в интервале с 1974 по 1979 годы (оцените!) до сих пор находятся в строю. Иран смог наладить у себя производство запчастей к этим самолетам и ветераны ирано-иракской войны (кстати, очень хорошо себя показавшие в ней) до сих пор в строю.
Ничего зазорного в этом нет (с одной стороны), у нас ровесники "Томкэта" МиГ-31 при надлежащем уходе тоже служат совершенно спокойно, вопрос только в том, что Россия может должным образом модернизировать свои самолеты, а вот за Иран такой уверенности нет.
Есть еще МиГ-29. Перегнанные из Ирака, когда тот разносили силы коалиции в 1991 году. Самолеты тоже далеко не первой свежести, плюс для них нет технической базы. То есть, боеспособность МиГов довольно условная.
Свои разработки…
Это отдельная печаль. Но это очень важный момент, поскольку нужно понимать уровень возможностей иранской промышленности в этом плане.
Уровень имеется, и уровень неплохой.
Главное - иранцы вроде бы смогли постройку своего самолета. Конечно, говорить о собственной разработке не приходится, пока из всего восточного мира самостоятельные проекты смогли только японцы и китайцы. У остальных все более чем печально (особенно в Индии), скажем так: все национальные проекты проходят как развлечения для поддержания имиджа. Южнокорейцы тоже смогли, но там практически американские самолеты, просто перекомпонованные и собранные в ЮК. Их Т-50, вокруг которого было столько шума есть по факту исправленный спецами из "Локхида" Samsung KTX-2, который практически копия американского Т-38.
Да, Т-38 "Тэлон" - это прекрасная машина. На ней до сих пор готовят летчиков в США, начав эксплуатацию аж в 1961 году. Говорят, будут менять, но это не точно.
Так вот, на базе этого более чем успешного учебно-тренировочного самолета был создан очень своеобразный и противоречивый истребитель F-5. Выпущенный весьма приличной серией, но на войны опоздавший по причине изначального устаревания.
Да, F-5 повоевал от души, начиная еще с Вьетнама и заканчивая массой африканских конфликтов, но против серьезных противников (типа МиГ-23) это был мальчик для биться, что результаты ирано-иракской войны подтверждают и очень ярко.
Но ничего лучше у Ирана под рукой не было, F-14 весьма сложная машина, это признают даже американцы, снявшие его с вооружения, так что иранские инженеры передрали F-5. На Западе многие эксперты уверены, что и HESA Azarakhsh, и последовавший за ним HESA Saeqeh - это просто модернизированные F-5E Tiger.
HESA Saeqeh отличается от F-5 двумя вертикальными стабилизаторами вместо одного, дополнительными законцовками крыла и измененными воздухозаборниками. Фюзеляж, шасси, двигатели, вооружение и приборы в кабине идентичны F-5E, что и дает возможность говорить о том, что Saeqeh - это не новый самолет, а переделка имевшихся в ВВС Ирана F-5. Но кадры с иранских предприятий говорят не то чтобы об обратном, но на них показана капитальная работа над самолетами.
В целом не важно. Основа для "обратного инжиниринга" настолько древняя, что и говорить об этом нечего. F-5 был неплох для "собачьей свалки", то есть, для самого ближнего маневренного боя, да еще и с применением пушек. Да, для вертолетов F-5 был смертельным явлением, но вот на средней дистанции ракетами любой нормальный истребитель 70-80-х годов делал из "Тайгера" котлету.
И что могут сделать перелицованные F-5 израильским F-15, F-16 и F-35? Да ровным счетом ничего. F-5 - вот как есть котенок перед тиграми. Можно заменить авиаонику, поставить вместо американской РЛС советскую (на Saeqeh стоял "Фазотрон-НИИР" N019, известный как "Бааз"), затем на следующих моделях его заменил китайский вариант итальянского радара Grifo, но сама по себе конструкция самолета устарела лет сорок назад.
Откровенно низкая скорость (около 1700 км/ч), потолок (15 000 м) ниже среднего, скудный набор вооружений, слабые по дальности и избирательности РЛС, о малозаметности молчим - слишком много минусов на фоне хорошей маневренности и приличного радиуса действия. Итого - не боец.
Нет, в Африке F-5 все еще в теме в местечковых разборках, но мы-то говорим о том, что у Ирана основной противник - Израиль… Точнее, это говорят военные Ирана. И с такими игрушками ловить в любом конфликте иранцам нечего. Против них будут три сотни истребителей-бомбардировщиков ВВС Израиля, которые просто снесут все, что есть у ВВС Ирана. А там немного, даже если учитывать дареные МиГ-29 и МиГ-21 китайского производства, то получится все равно менее сотни самолетов.
В общем и целом, ловить нечего, кроме сбитых иранских летчиков в случае, если страны сцепятся всерьез.
Так что все, что может сегодня Иран - это швыряться баллистическими и крылатыми ракетами и не более того. Да, ракета - это серьезное оружие, но и противодействие им оказывать тоже можно, как показывает практика.
Ирану действительно надо наращивать мускулы своим ВВС. И делать это надо оперативно, потому что новый президент США Трамп, еще не вступив в должность, начал разговоры о том, что в Иране с демократией все так же хреново, и напряженность в регионе Иран по-прежнему создает, так что надо бы прикрутить ему кран с нефтью. И не покупать, и другим не давать этого делать.
С китайской техникой в Иране немного знакомы, покупали когда-то у них F-7M и J-7, точную копию нашего МиГ-21ПФ. Ну а по сути, иранские летчики летали на американских и советских самолетах. МиГ-29 и 21, Су-24, Су-25 - вполне себе достаточный список для того, чтобы сказать, что в Иране знают советскую и российскую технику.
Ну и выбор очевиден. Конечно, когда-нибудь китайские самолеты будут вполне конкурентноспособные на мировом рынке, но это произойдет очень нескоро. Так что, учитывая сегодняшние вполне нормальные отношения Ирана и России, понятно, что истребители надо брать русские.
Ирану нужно много самолетов. Больше сотни, что ставит заказ в один ряд с серьезными и не очень (типа индийского шоу) заказами мирового уровня. Но Иран - страна намного более строгая, чем Индия, там такое мракобесие вряд ли возможно.
Но персы - они люди интересные… Я бы сказал - творческие. Уж если во время полной изоляции страны они смогли наладить поточное производство не самых плохих баллистических и крылатых ракет, а уж ударные дроны-камикадзе вообще теперь классика - так почему им не заняться и постройкой самолетов?
Индусы же смогли…
Вообще, конечно, как смогли в сборку в Индии - это отдельный сериал со слонами и плясками, но у иранцев задача попроще. Индийцы рискнули вложиться в неизвестный самолет (Су-30МКИ) и выиграть, потому что самолет получился что надо. Ну и плюс сборка на своей территории силами своих специалистов - это большой такой и жирный бонус вместе с производством запасных частей.
И в Иране тоже так хотят. И им проще, Су-35 абсолютно освоен в выпуске, всем понятно, что это один из лучших самолетов в мире, а уж среди 4 поколения это лучший самолет.
Причем, понятно, что в отличие от Индии, Ирану проект не будет стоить много в "чистых" деньгах. Понятно, что там будет много бартера и взаимозачетов.
Но в этой бочке меда, естественно, есть не ложка, но котелок дегтя. В Индии, несмотря на все ухищрения, самолет, собранный на территории страны, стоит ровно в два раза дороже, чем абсолютно такой же самолет, собранный в России. Почему в России Су-30МКИ стоит 32 миллиона долларов, а в Индии собранный ну абсолютно такой же - 64 миллиона? Загадка века…
К Ирану еще больше вопросов. Первый, конечно, во сколько обойдется там сборка Су-35, который вообще-то подороже Су-30? Вопрос второй: насколько сборочные предприятия Ирана соответствуют требованиям, которые ожидаемо предъявит российская сторона? Одно дело собирать/перелицовывать F-5, и совсем другое - Су-35.
Конечно, сборка готовых машинокомплектов, произведенных в стенах КНААПО и доставленных из Комсомольска-на-Амуре в Тегеран - совсем другой расклад. С этим, скорее всего, иранцы справятся вполне достойно. А локализация… Со временем - почему нет?
Современный самолет - это сложнейший и тонкий механизм, к тому же, в отличие от баллистической или крылатой ракеты, он не имеет права быть одноразового применения. То есть, все намного сложнее и будет очень большим испытанием для иранских военных предприятий.
Но, как гласит старая персидская поговорка, "Если Али - погонщик верблюдов, он знает, где положить верблюда". Деваться совершенно некуда, справятся.
Весьма известные нам парни из "The Drive" весьма высоко оценили потенциал этой сделки:
"Су-35 обладает весьма высокой пригодностью для насущных потребностей Ирана. Его репутация укрепилась благодаря интенсивным боевым испытаниям и достаточно солидному послужному списку, и Россия совсем не прочь эти машины продать. Сейчас такие крупные контракты на истребители "4++" - большая редкость. Иран будет стремиться к локализации производства ключевых частей истребителя, в частности, многих из наиболее часто необходимых запасных частей, чтобы уменьшить свою зависимость от российской технической поддержки. Но полная сборка по индийскому образцу кажется не самым возможным вариантом"
Ну памятуя о том, что произошло после исламской революции 1979 года, когда Иран в один миг перестал быть оружейным клиентом США и страна осталась практически без каналов поставок вооружений, понятно, почему в Тегеране очень хотят сами производить необходимые узлы и комплектующие для самолетов.
Но тут возникают проблемы со стороны назначенных Ираном врагов. То есть, со стороны Израиля. Эти специалисты по нанесению очень точных ударов с воздуха вряд ли будут рады такой перспективе, как появление у Ирана трех-четырех полков, вооруженных Су-35. Оно и ВВС Израиля, как бы это так выразиться, последние лет 20 находятся в полурасслабленном состоянии. Взлетели, влетели в воздушное пространство Ливана (свое сразу после взлета закончилось), оттуда шарахнули ракетами, куда и надо, и скорее назад.
Но о возможной тактике применения мы поговорим в следующей части, здесь же заметим, что это не так просто - произвести самолеты и уберечь от израильских ударов. А уж если отношения между странами будут развиваться в таком ключе, как сегодня, тут к бабушке не води, израильтяне ударят не по аэродромам, так по заводам.
Конечно, наученные горьким опытом, иранские руководители перенесли целый ряд важнейших предприятий под землю в горных районах. Где достать заводы даже ракетами будет очень непросто. Если заводы, производящие самолеты, да к тому же еще и самые современные, будут хоть немного уязвимы, думаю, в Израиле (да и в США) не устоят перед искушением запустить по ним что-то соответствующее. Мы знаем, как быстро создаются в мире коалиции для разнесения в щебень не то что заводов - целых государств. И какие страны обычно являются инициаторами таких процессов.
Так что сборка Су-35 где-то на краю мира, в Комсомольске-на-Амуре - это не такая плохая мысль. Туда никто не сможет дотянуться из тех, кто не очень любит Иран.
Много составляющих, как видите. И иранским военным и государственным чиновникам придется очень хорошо подумать, как лучше устроить перевооружение своих ВВС с наименьшими затратами. То ли устроить производство комплектующих и сборку самолетов на территории Ирана, на каких-то сверхзащищенных подземных заводах, или не заморачиваясь вообще, купить готовые в России.
Большая головная боль для руководства Ирана. Но - с перспективой. Проблемы, которые здесь были озвучены, они, пожалуй, даже посложнее, чем уровень подготовки иранских летчиков и возможное отставание Су-35 по ТТХ. Но в Иране явно этого не боятся, поэтому первый шаг к тому, что израильские самолеты встретят в случае чего равного (c F-35) и более сильного (в случае с F-16 и F-15) противника. Вполне такое может произойти в весьма недалеком будущем.
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали