ГосНИИАС
5 декабря 2024, 10:19
ГосНИИАС на XI Международной неделе авиакосмических технологий
ГосНИИАС принимает участие в создании отечественных воздушных судов гражданской авиации, обеспечивая научно-техническое сопровождение разработки бортового оборудования. Для решения этой задачи в институте используются стенды прототипирования и полунатурные интеграционные стенды, с использованием которых проводится проверка результатов разработки компонентов и программного обеспечения для авиационной техники.
Начальник лаборатории института А.В. Гнедов выступил с докладом о программной реализации технологии разработки моделей для авиационных стендов и тренажеров, применяемой в работах на моделирующих комплексах. Учеными и инженерами ГосНИИАС разработана Автоматизированная информационная система интеграции программного обеспечения (далее - АИС ИПО), ставшая одним из основных инструментов для работы с моделями самолетных систем, входящих в состав авиационных тренажеров и стендов. Система дополняет существующий набор программных средств, играющих значимую роль в разработке авиационных симуляторов, выполняя ключевую функцию объединения отдельных компонентов программного обеспечения в единое целое. АИС ИПО представляет собой клиент-серверное приложение и полностью интегрирована в процесс создания комплекса программного обеспечения стендов, так как позволяет обеспечивать взаимодействие отдельных моделей между собой на уровне интерфейсов, автоматически генерировать требуемые файлы, проводить сборку полного комплекса программного обеспечения и его последующее тестирование.
Помимо отработки и тестирования программных компонентов комплексов бортового оборудования с использованием стендов ученые института проводят работы, направленные на повышение эффективности проектирования, разработки и эксплуатации человеко-машинных интерфейсов (далее - ЧМИ) кабины экипажа. Демонстрации результатов в этой области был посвящен доклад инженера ГосНИИАС Э.Д. Глуховой.
Разработка ЧМИ в рамках модернизации воздушного судна происходит с применением метода аналогий, при котором существующие пульты управления дорабатываются в соответствии с новыми требованиями. Однако применение этого метода при проектировании пультов управления перспективных воздушных судов может быть нецелесообразно, поскольку интеграция новых систем в данном случае приводит к необходимости изменения отработанного порядка работы экипажа.
В целях формирования научно-технического задела ученые ГосНИИАС исследуют возможности расширения функциональности бортовых комплексов, применяя методы системного проектирования, например, метод иерархического анализа задач, устанавливающий прямую связь между функциональными требованиями, задачами экипажа и конкретными элементами интерфейса.
Результатом разработки интерфейса с применением указанного метода стал пульт управления, отработка которого проходила в составе летающей лаборатории в рамках летных экспериментальных исследований демонстраторов технологий интеллектуализации воздушных судов. В ходе проведения исследований была подтверждена возможность выполнения всех функциональных задач управления авиационными системами с помощью разработанного ЧМИ пульта управления.
Другим мероприятием Недели авиакосмических технологий стал XVI Всероссийский межотраслевой молодежный конкурс научно-технических работ и проектов "Молодежь и будущее авиации и космонавтики". Отбор в финал конкурса прошла научная работа в области организации воздушного движения, представленная молодым специалистом ГосНИИАС М.Ю. Кан.
Участие молодых ученых в научных конференциях и конкурсах играет важную роль в построении профессиональной карьеры, а интеграция в научное сообщество служит источником новых прорывных идей и позволяет внести вклад в развитие авиационной науки.
*Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем" (ФАУ "ГосНИИАС") входит в состав Национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского" (НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского").
Авторские права на данный материал принадлежат «ГосНИИАС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали