О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Гражданская авиация в Центральной Азии во время и после пандемии: пример лоукостеров

Пандемия стала большим испытанием для гражданской авиации во всем мире. Центральная Азия в этом плане не стала исключением. Важную роль в этой отрасли в ЦА играют лоукостеры (англ. low cost - низкая цена) - малобюджетные авиакомпании. В результате пандемии их значимость существенно повысилась. Аналитики Азиатского банка развития (АБР) опубликовали доклад о состоянии гражданской авиации и, в частности, лоукостеров на пространстве ЦАРЭС. Отдельные разделы отчета посвящены ситуации в Казахстане, Киргизии и Узбекистане. Подробнее - в материале ia-centr.ru.

Казахстан и компания FlyArystan

Рынок авиаперевозок в Казахстане и, в частности, лоукостер FlyArystan продемонстрировали впечатляющие экономические показатели в течение 2019–2022 гг. Еще в 2021 году, когда карантинные меры уже были значительно смягчены, казахстанский рынок авиаперевозок стал самым быстрорастущим в мире. С 2019 по 2021 год пассажиропоток вырос на 30 %. К сожалению, беспорядки в начале 2022 года не позволили поддерживать рекордный темп. Только приостановление работы алма-атинского аэропорта всего на неделю в январе 2022 года снизило пассажиропоток на 50 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Важную роль в росте рынка авиаперевозок в Казахстане сыграл лоукостер FlyArystan.

Если в 2019 году, в первый полноценный год функционирования компании, услугами лоукостера воспользовались около 700 тыс. пассажиров, уже в 2022 году этот показатель достиг 3,26 миллиона пассажиров. То есть показатели уже в несколько раз превышают допандемийный уровень. Уже в 2022 году FlyArystan стала третьей крупнейшей авиакомпанией в ЦА, уступая лишь своей материнской компании Air Astana и Uzbekistan Airways.

Другой важной тенденцией в развитии компании FlyArystan является выход на международные рынки. Внутренний рынок хоть и является основным для компании, уже к первому кварталу 2023 года она совершала регулярные рейсы в пяти международных направлениях - Баку, Дубай, Стамбул, Кутаиси и Самарканд. Уже летом прибавились еще пять направлений - Анкара, Бишкек, Дели, Ташкент и Урумчи. Чтобы справиться с нагрузкой, лоукостер планирует расширить свой авиапарк до 26 самолетов в 2026 году. К концу 2023 года авиапарк компании включал 18 самолетов.

Среди недостатков системы гражданской авиации аналитики АБР перечисляют неполноценность политики "открытого неба" (протекционизм) и необходимость модернизации инфраструктуры. Больше всего внимание обращено к первому пункту. Деятельность иностранных авиакомпаний существенно ограничена в Казахстане, и расширения своих прав они могут добиться лишь в случае подписания межгосударственных соглашений. Также услуги для иностранных авиакомпаний в казахстанских аэропортах стоят значительно выше. По мнению авторов доклада, это существенно снижает уровень конкуренции.

Киргизия и компания Air Manas

Система гражданской авиации в Киргизии представляется наиболее либерализованной не только в ЦА, но и практически на всем пространстве ЦАРЭС. Аэропорты Киргизии открыты для многих международных авиакомпаний, в том числе лоукостеров.

Киргизия является единственной страной в ЦА, у которой нет государственного флагманского авиаперевозчика. Госкомпания Air Kyrgyzstan прекратила свою деятельность в 2017 году.

Лоукостеры уже около десяти лет функционируют на внутреннем рынке авиаперевозок Киргизии. В этом плане республика значительно опередила своих соседей. Из-за размеров внутреннего рынка успех киргизской гражданской авиации в течение длительного времени оставался незамеченным. Малый размер внутреннего рынка как раз и является главным ограничителем. С 2019 по 2022 год пассажиропоток в Киргизии вырос с 600 тыс. пассажиров до 800 тыс., что в несколько раз меньше, чем у казахстанского лоукостера FlyArstan.

Первым внутренним лоукостером стала компания Air Manas. Изначально компания называлась Pegasus Asia, так как 49 % лоукостера принадлежало турецкому авиаперевозчику Pegasus. На всем протяжении существования лоукостера главным направлением для него остается Бишкек - Ош. В разные периоды совершались рейсы в Стамбул, Алма-Ату, Урумчи, Москву и Дели. До 2022 года компания занимала 20 % внутреннего рынка. Однако антироссийские санкции создали для нее большие сложности, так как флот Air Manas состоял из самолетов, предоставленных российскими авиакомпаниями по договору лизинга. Компания смогла возобновить свою деятельность лишь в 2023 году.

Главной проблемой киргизской гражданской авиации остается износ инфраструктуры. Большинство аэропортов необходимо модернизировать. Аналитики АБР особенно отмечают необходимость модернизации двух главных аэропортов республики - в Бишкеке и Оше.

Узбекистан и Uzbekistan Express

Рынок авиаперевозок в Узбекистане также является одним из наиболее быстрорастущих в мире. Во многом это стало возможно благодаря реформам, начатым в 2018 году. С 2017 по 2019 год пассажиропоток в республике увеличился на 50 %. В рамках реформ была существенно либерализована система гражданской авиации. В частности, в Узбекистане отошли от строгой вертикальной системы управления. Были значительно улучшены условия для создания новых частных авиакомпаний, а также смягчены условия для иностранных авиаперевозчиков.

Uzbekistan Express, дочерняя компания государственного флагманского авиаперевозчика Uzbekistan Airways, является первым местным лоукостером. Основным направлением лоукостера является Россия. Uzbekistan Express связывает авиасообщением девять городов Узбекистана с Москвой и другими городами России.

Примечательно, что Россия является ключевым направлением и для материнской компании - Uzbekistan Airways. Около 50 % пассажиропотока компании обеспечивает российское направление. Также в отличие от киргизской Air Manas СВО и геополитическая напряженность, наоборот, принесли выгоду для Uzbekistan Airways и Uzbekistan Express. Во многом это произошло благодаря росту миграции из России.

В Узбекистане сейчас активно расширяется практика государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере управления инфраструктурой. Аэропорт Самарканда стал первым объектом, которым управляет компания, принадлежащая государству и частным инвесторам - Air Marakanda. Планируется, что новый аэропорт в Ташкенте также будет управляться в рамках ГЧП. Это происходит в рамках политики либерализации системы гражданской авиации в республике.

Авторы доклада отдельно отмечают широкую государственную программу модернизации крупных аэропортов республики. Строительные работы уже идут, например, в Ташкенте. При этом аналитики также рекомендуют продолжить визовую реформу для привлечения туристов.

Гражданская авиация в ЦА переживает крупную трансформацию. Лоукостеры в целом оказались успешным решением проблем, связанных с доступностью авиаперевозок и низкими темпами роста рынка. Гражданская авиация в Казахстане, Киргизии и Узбекистане, в том числе благодаря малобюджетным авиаперевозчикам, успешно преодолела кризис, связанный с пандемией.
Авторские права на данный материал принадлежат «Ia-centr.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка