О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года

2024 год стал ключевым для отрасли беспилотной авиации в России. Он во многом определил, как будет развиваться рынок до достижения зрелости к 2030 г.

Нацпроект "Беспилотные авиационные системы", заработавший в этом году, в первую очередь, был направлен на развитие производственной базы и технологий.

Поэтому в данном сегменте достигнут большой прогресс, и многие предприятия работают на уровне мировых производителей - достаточно быстро научились проектировать и делать качественные дроны, наиболее удачные разработки уже производятся серийно.

В рамках государственного гражданского заказа 12 производителей получили от Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) гарантированный заказ на 2,6 тыс. ед. дронов общей стоимостью порядка 6 млрд рублей в интересах 117 клиентов.

Напомним, что ГТЛК была официально назначена базовым заказчиком по ГГЗ в апреле этого года распоряжением Правительства.

Базовый заказ

Что такое базовый заказчик? В первую очередь, инструмент консолидации заказа.

Рост объема производства беспилотников за счет консолидации заказа приводит к снижению себестоимости выпускаемой продукции и поставке беспилотников по более привлекательным ценам. В частности, "Геоскан" предоставил значительную скидку по ГГЗ, что сэкономило государству более 750 млн рублей.

В то же время базовый заказчик - инструмент оперативного управления заказом. Возможность изменения заказа, а также оптимизации сроков поставки под нужды клиентов - ключевая задача базового заказчика.

Перечень заказчиков и план поставки конкретных БАС был сформирован и утвержден в конце июня 2024 года.

При этом последние корректировки плана поставки ГГЗ в 2024 г. прошли в ноябре-декабре 2024 г. В том числе в него дополнительно включена поставка 133 дронов на сумму 164,6 млн рублей для Росавиации с поставкой в декабре 2024 г.

Для увязки интересов всех сторон ГТЛК плотно взаимодействует как с клиентами - это федеральные и региональные органы власти, публичные компании и университеты, так и с поставщиками.

Производители БАС вместе с ГТЛК, Минпромторгом и госзаказчиками прошли непростой путь в этом году. Многие аспекты, которые невозможно было учесть заранее, проявились в процессе реализации государственного гражданского заказа.

Например, по ГГЗ ГТЛК только с "Геосканом" заключила более 100 договоров, а значит, столько же зеркальных договоров с заказчиками, зачастую с поставкой в несколько десятков адресов.

Принципиально новая схема контрактации с казначейским сопровождением потребовала оптимизации внутренних процессов. В то же время, одна точка входа в лице квалифицированного заказчика позволила снизить нагрузку на бэк-офис всех участников ГГЗ.

"Естественно, что возникали сложности - в основном, при выполнении посреднической функции обеспечения требований заказчика. Но мы вместе отладили процессы и готовы к дальнейшему взаимодействию на новом уровне", - отмечает генеральный директор компании "Геоскан" Алексей Юрецкий.

Запуск ГГЗ привел к буму индустрии беспилотников. Беспрецедентный объем заказа стал вызовом и подтолкнул предприятия к пересмотру производственных программ, стимулировал кратно нарастить мощности, по-новому организовать процессы планирования, снабжения, производства и обучения.

Пришлось и преодолевать неожиданные барьеры на пути, как это случилось, например, с "Геосканом", который был включен в SDN-список США в июне 2024 г. В результате логистические цепочки стали длиннее, что сказалось и на сроках поставок, и на стоимости комплектующих. Как следствие, часть поставок производителя переносится на первый квартал 2025 г. Это коснулось самой сложной с точки зрения компонентов и при этом очень востребованной модели - квадрокоптера для оперативного видеомониторинга "Геоскан 801", который в начале этого года был запущен в серийное производство.

Ориентир на услуги

В 2024 г. стало очевидным, что отечественное производство гражданских дронов получило стимул к развитию, и теперь внимание стоит переориентировать на развитие рынка услуг как основной источник спроса.

Для этого Группой ГТЛК разрабатываются типовые отраслевые и межотраслевые сценарии применения беспилотников.

Дроны хорошо себя зарекомендовали в сельском и лесном хозяйствах, на стройке.

Одним из социально значимых сценариев являются поисковые операции по спасению людей. Благодаря применению беспилотников уменьшается время на поиски и увеличиваются шансы на спасение жизни.

Дроны также используются для доставки малогабаритных грузов. По данным ГТЛК, снижение затрат на такую доставку может составлять до 50%, а времени - более чем в шесть раз. Использование БАС для мониторинга несанкционированных свалок позволяет осуществлять регулярный контроль территорий полигонов, направленный на предотвращение любой угрозы окружающей среде.

Профессиональное сообщество считает, что меры поддержки эксплуатантов нужно расширять. При этом единственная мера поддержки, которая была предложена в этом году - это субсидирование летного часа.

ГГЗ-2025

По мнению экспертов отрасли, государственный гражданский заказ необходимо переформатировать с упором на услуги, которые должны стать определяющим фактором для производителей.

Производители при этом отмечают, что необходимо в кратчайшие сроки утвердить план поставки на 2025 год с тем, чтобы можно было планировать инвестиции и загрузку мощностей.

ГТЛК уже консолидировала потребности госзаказчиков-участников ГГЗ на 2025 г. на 1170 гражданских дронов.

Уже сейчас ФОИВы направляют в ГТЛК заявки для заключения контрактов на будущие периоды.
Авторские права на данный материал принадлежат «BizavNews.RU». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка