О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как обеспечить связью БПЛА на дальних маршрутах: от земли до орбиты

На фоне обновлений Нацпроектов по космосу и БАС, хочется вспомнить и про управление беспилотными летательными аппаратами на дальних маршрутах. Оно потребует устойчивой связи - как для получения команд с земли, так и для передачи телеметрии, видео, навигационных и диагностических данных.

"…получаемые научные знания, технологии должны обязательно конвертироваться в передовые разработки для достижения национальных целей, для освоения Арктики, наращивания обороноспособности страны. В целом космический нацпроект призван стать одним из сквозных, интегральных для всех национальных проектов технологического лидерства, ускорять практическую реализацию многих принципиально новых технических решений, в том числе передачу информации с применением квантовых, фотонных технологий, двигать развитие в нашей стране робототехники, передовых материалов, микроэлектроники, био- и медицинских технологий, форсировать создание и развертывание беспилотных систем", - заявил Владимир Путин 16 апреля 2025 года на встрече в МГТУ имени Баумана.

В условиях санкционного давления и недоступности глобальных спутниковых сетей (таких как Starlink, Iridium, Inmarsat), ключ к построению эффективной коммуникационной архитектуры лежит через развитие российских наземных и орбитальных решений.

Системы наземной связи: точечно и с ограничениями

Наземные станции, ретрансляторы, радиоканалы и релейные узлы продолжают использоваться как основа ближней связи с БПЛА - особенно в радиусе до 50-100 км. Это касается в первую очередь тактических дронов, сельскохозяйственных и мониторинговых платформ, а также БПЛА двойного назначения.

Основной минус - ограниченный радиус действия, сложность развертывания инфраструктуры в удаленных регионах и невозможность обеспечить непрерывное покрытие на протяженных маршрутах. Поэтому, по мере увеличения дальности полета, наземная связь уступает место спутниковым каналам.

Системы космической связи: опора на отечественные орбиты

"Гонец" остается единственной действующей российской системой персональной спутниковой связи на низких орбитах. Она позволяет передавать телеметрию и команды управления в асинхронном режиме и обеспечивать контроль за состоянием борта в зонах вне покрытия наземных сетей. Что особенно важно в труднодоступных районах Сибири и Арктики, система может использовать Store-and-Forward передачу. Скорость передачи невысока, но для коротких сообщений и сигнальных пакетов этого достаточно.

"ГлоНаСС" - навигационный костяк всех БПЛА, работающих на территории РФ. В России к 2030 году планируют добавить к спутникам на ГСО и низкоорбитальную спутниковую группировку из 240 аппаратов, работающих в 20 орбитальных плоскостях на высоте около 800 км. Такая архитектура обеспечит почти 100 % доступность навигационного сигнала в сложных условиях, повысит точность и помехоустойчивость, а также ускорит обновление орбитальной системы. Группировка будет передавать сигналы в L-диапазоне, возможно - в Ku-диапазоне, и использовать новые технологии точного эфемеридного обеспечения. Ожидается улучшение геометрии покрытия и повышение мощности сигнала у земли, что критически важно для беспилотных систем и навигации в труднодоступных регионах. Первый запуск демонстрационных аппаратов запланирован уже в ближайшие годы, а к концу десятилетия система должна стать ключевым элементом современной национальной навигационной инфраструктуры.

Помимо определения координат, в связке с решениями АО "ГЛОНАСС" и Газпром космические системы (группировка готовится к выводу в 2025-2026 гг.) система способна обеспечить ретрансляцию данных от БПЛА через спутники связи. Это особенно актуально для нефтегазовых проектов, охраны инфраструктуры и дистанционного мониторинга в районах Крайнего Севера.

"Сфера" - будущий каркас широкополосной спутниковой связи на базе сотен малых КА. Уже в ближайшие годы (2025-2030) проект должен обеспечить скоростной интернет для БПЛА и низкую задержку сигнала. Также предполагается создание устойчивых каналов связи в интересах промышленности и обороны.

"Бюро 1440", в свою очередь, создает перспективную IoT-инфраструктуру - подходящую для подключения легких беспилотников и передачи малых пакетов данных (например, координат, состояния бортовых систем, сигналов тревоги). Это направление будет особенно актуально для массовых малых БПЛА.

"Коспас-Сарсат" - международная спутниковая система поиска и спасения, в которой Россия играет ключевую роль. Для БПЛА она может выступать как резервная аварийная сеть: сигнал SOS с бортового радиомаяка будет принят даже при полном отсутствии других каналов связи.

ИИ и маршрутизаторы автономности

Для полетов в зонах без связи (например, над морем, в горных или заполярных районах) используются алгоритмы автономной навигации. Наиболее распространены инерциальные системы и локальные карты местности, а также визуальные сенсоры (лидар, камеры, ориентация по Солнцу/звездам). Также применяется подход с полетом по предобученным маршрутам.

В случае потери связи ИИ способен не только продолжать выполнение задачи, но и изменить маршрут с учетом новых данных, вернуться в зону покрытия или инициировать аварийную посадку. Интеграция таких функций идет как в военных системах, так и в гражданских проектах (сельское хозяйство, экологический мониторинг).

Гибридный подход

Надежная связь для дальнемагистральных БПЛА невозможна без гибридного подхода. Как может выглядеть сегодняшняя и перспективная архитектура - показано в таблице.

Предположительно после 2030 года может состояться переход на полноценную спутниковую инфраструктуру связи и автоматического управления для автономных дронов.

Без формирования суверенного спутникового покрытия Россия рискует навсегда отстать в сфере беспилотной авиации. Но уже сейчас есть ядро экосистемы - нужно только развивать и грамотно интегрировать имеющееся.

Автор: Роман Белоусов, научный журналист, автор канала "Космический Хроникон"
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка