Российская газета
15 января 2025, 02:05
Как регионы ЦФО справляются с ростом пассажиропотока в своих аэропортах
Включили свет
Единственная в Черноземье действующая воздушная гавань сможет работать в две смены и увеличить количество рейсов в Москву. Аэропорт Тамбов был лишен права принимать самолеты в темноте с 2017 года. Теперь он успешно сертифицировал светосигнальное оборудование. Это серьезно уменьшит риск отмены или задержки вылетов в плохую или пасмурную погоду. Расписание обещают сделать более удобным для пассажиров, ведь его уже не нужно подстраивать под продолжительность светового дня.
Старую светосигнальную систему на аэродроме в свое время вывели из эксплуатации, так как она не позволяла обеспечить безопасность. На новую не сразу нашлись деньги. В 2020 году удалось привлечь федеральное финансирование, власти заключили соглашение на монтаж аппаратуры на сумму около 83 миллионов рублей. Через пару лет начался ремонт взлетно-посадочной полосы. Оказалось, что совместить его с монтажом светосигнального оборудования (ССО) не получается, много времени ушло на согласование технических условий.
"В ходе совместной работы с Росавиацией удалось устранить ряд критических замечаний к работе ССО. Теперь все эти проблемы позади", - заверили в правительстве Тамбовской области.
- Сертификат позволяет официально эксплуатировать новое светосигнальное оборудование. Соответственно значительно снизятся риски переносов или задержек авиарейсов по причине плохих метеоусловий или недостаточной видимости, а в осенне-зимнее время это очень актуально. Кроме того, мы теперь имеем возможность организовать дополнительные авиарейсы, сделать расписание более удобным для пассажиров, - сообщил директор аэропорта Тамбов Денис Дунаев.
В Калуге планируют открыть прямое авиасообщение с Кировом, Баку, Батуми и другими городами.
Заместитель министра автомобильных дорог и транспорта региона Екатерина Юдина подчеркнула, что этот аэродром - единственный, который сейчас разрешено использовать для пассажирских перевозок в Центральном Черноземье. Воздушная гавань в последние два года стала более востребованной, а развивать авиасообщение через нее без восстановления светосигнальной системы было невозможно.
Из Тамбова круглый год выполняются полеты в Москву (пять раз в неделю по будням) и Санкт-Петербург (трижды в неделю), летом добавляются рейсы в Казань. В 2024 году аэропорт обслужил более 36 тысяч человек, в 2023-м - 28 тысяч.
Миллион плюс
Международный аэропорт Калуга имени К. Э. Циолковского - сегодня единственный аэропорт, работающий в штатном режиме в юго-западной части России. Его зона охвата включает в себя Калужскую, Тульскую, Брянскую, Орловскую и Смоленскую области. В декабре прошлого года эта воздушная гавань встретила миллионного пассажира. Им стала калужанка Наталья Азарова. Так совпало, что столь значимое событие произошло в день, когда 10 лет назад аэропорт принял первый рейс после глобальной реконструкции.
Комментируя значимость данного события, глава региона Владислав Шапша напомнил, что по сравнению с предыдущим годом пассажиропоток в международном аэропорту Калуга вырос почти на треть. Всего же за 10 лет после реконструкции здесь выполнено 22 тысячи рейсов, обработано более 5,7 миллиона килограммов груза, почты и багажа. В 2024 году были открыты новые направления: Казань, Екатеринбург, Калининград, Череповец, Стамбул. По-прежнему наиболее популярны полеты в Сочи, Санкт-Петербург, Минводы.
"Каждый год открываем новые маршруты. Увеличиваем число рейсов. В дальнейших планах - открытие прямого авиасообщения с Кировом, Баку, Батуми и другими городами", - написал глава региона в своем телеграм-канале.
По словам генерального директора аэропорта Калуга Салавата Кутушева, в связи с увеличением пассажиропотока по поручению губернатора и при поддержке региона начинается работа по расширению существующего терминала и удлинению взлетно-посадочной полосы аэропорта. "Это очень важный вопрос, который позволит нам расширить географию полетов", - подчеркнул Салават Кутушев.
В конце прошлого года было подписано соглашение о сотрудничестве аэропорта с КНИИТМУ и ГосНИИ гражданской авиации. Калужская область стала первым субъектом РФ, где внедрена отечественная комплексная система мониторинга наземной инфраструктуры "Зенит". Она разработана КНИИТМУ и одобрена ГосНИИ гражданской авиации. Система обеспечивает повышение уровня безопасности полетов и качества обслуживания пассажиров, а также позволяет экономить ресурсы и снижает риск внештатных ситуаций.
По словам генерального директора АО "КНИИТМУ" Александра Алексеева, создаваемый на базе "Зенита" программно-аппаратный комплекс "Цифровой двойник аэропорта" позволит не только поддерживать управленческие решения на предприятиях гражданской авиации, но и моделировать бизнес-процессы на них. Как отметил заместитель генерального директора по информационным технологиям и цифровой трансформации ГосНИИ гражданской авиации Сергей Левашов, аналогов разработки КНИИТМУ нет. В дальнейшем проект будет масштабирован в других регионах РФ.
В направлении хаба
В конце прошлого года Ярославль возобновил прямое авиасообщение со столицей. Перелеты из ярославского аэропорта Туношна до Москвы добавились к существующим маршрутам в Сочи, Самару, Казань и Санкт-Петербург. При этом с апреля 2025 года частота полетов в Сочи будет увеличена с двух до трех раз в неделю.
В планах аэропорта - запуск новых маршрутов. Пока обсуждаются такие направления, как Екатеринбург, Челябинск и Тюмень. Есть планы по международным перелетам. Планируются четыре направления: Беларусь, Армения, Турция и Египет.
Для этого аэропорту необходимо как следует оснастить пункт пропуска. Сейчас его пропускная способность - 20 человек в час. Техническое оснащение позволит увеличить ее до 140.
В конце 2023 года правительство Ярославской области заключило с инвестором соглашение о выделении средств на строительство в Туношне двух новых терминалов. Предполагается, что пассажирский будет рассчитан на 800 тысяч человек, а грузовой - на 50 тысяч тонн в год. Если все пойдет по плану, оба терминала - и пассажирский, и грузовой - будут сделаны к концу 2027 года.
Существующий терминал аэропорта, который может обслужить 250 тысяч пассажиров, переориентируют для международных рейсов. Тогда общий пассажиропоток по планам властей превысит миллион человек.
Вообще ярославское правительство хочет сделать из Туношны полноценный транспортный хаб. Рассматривается идея построить около аэропорта речной причал, чтобы тут могли останавливаться круизные теплоходы и было полноценное речное сообщение по Волге. Есть планы подвести к Туношне железнодорожную ветку. Но в первую очередь власти хотят наладить автобусное сообщение с ближайшими городами - Костромой и Ивановом.
По новому направлению
В 2025 году открывается авиасообщение между Костромой и Нижним Новгородом. Это направление включено в перечень субсидируемых маршрутов, утвержденный руководством Росавиации.
Для перелетов из костромского аэропорта Сокеркино будет использоваться самолет Ан-26, который может взять 41 пассажира. Планируется, что рейсы в 2025 году будут осуществляться раз в неделю в период с 1 марта по 30 апреля и с 1 октября по 31 декабря. В скором времени аэропорт опубликует подробное расписание полетов.
В последние годы на средства костромского бюджета идет модернизация аэропорта Сокеркино. Обновлена взлетно-посадочная полоса, установлено специальное оборудование для посадки самолетов и вертолетов в сложных погодных условиях, улучшена светосигнальная система.
В парке костромского авиапредприятия три пассажирских самолета Ан-26. Сейчас из Костромы в течение круглого года можно полететь в Санкт-Петербург, а летом - еще и в Казань. Часть рейсов субсидируется только из бюджета Костромской области, часть - при содействии Росавиации.
В результате загрузка бортов составляет от 80 до 100 процентов. По предварительным оценкам, в 2024 году костромское авиапредприятие перевезло более 12 тысяч пассажиров.
Между тем
Те аэропорты Черноземья, что находятся в состоянии вынужденного простоя (в ЦФО это воздушные гавани Белгорода, Брянска, Воронежа, Курска и Липецка), своей деятельности не прекращают и готовы принять пассажирские самолеты буквально сразу после отмены ограничений. Все они получают субсидии на поддержание операционной деятельности, в том числе для уплаты процентов по инфраструктурным кредитам, что позволяет не только держаться на плаву, но и заниматься инвестпроектами. Крупнейший из них реализуется в Воронежском аэропорту имени Петра I, где летом минувшего года появился новый терминал для внутренних рейсов, обустроенный с учетом требований безопасности и статуса города-миллионника. Его помещения, дизайн которых отсылает и к Петровской эпохе, и к морской тематике, должны по достоинству оценить будущие пассажиры. Как только откроют небо.
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" в 2024 году увеличила пассажиропоток на 17 %
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за декабрь 2024 года
Январь 15, 2025
Аэропорт "Якутск" заявил об отсутствии задержек из-за тумана
Январь 15, 2025
Между Улан-Удэ и Благовещенском с февраля возобновят прямое авиасообщение