О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как в авиации будут использовать устойчивое альтернативное топливо

Следующий пункт в совместном проекте "РБК Трендов" и ИСИЭЗ НИУ ВШЭ "Дорожная карта будущего" - авиационная отрасль

Мы продолжаем публикацию "Дорожной карты будущего" - спецпроекта "РБК Трендов" и ученых Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. За этот год мы уже рассмотрели будущее медицины и здравоохранения, энергетики, агропромышленного комплекса, каким оно видится группе исследователей под руководством российского прогнозиста Александра Чулока. Изучим новое направление - будущее авиации.

На эту отрасль приходится довольно большая часть выбросов углекислого газа. Следуя Парижскому соглашению по плану сокращения выбросов CO2 к 2030 году, человечеству необходимо реформировать систему грузовых и пассажирских авиаперевозок, разработать более энергоэффективные самолеты и более экологичные виды топлива.
Об экспертах:
  • Артем Шашков, ведущий эксперт Института статистических исследований и экономики знаний НИУ "Высшая школа экономики";
  • Наталия Веселитская, к.э.н., старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ "Высшая школа экономики";
  • Дина Малекова, стажер-исследователь Института статистических исследований и экономики знаний НИУ "Высшая школа экономики".
Один из ключевых вызовов мировой повестки в настоящее время - глобальные изменения климата, значимое влияние на которые оказывают выбросы углекислого газа от транспортного сектора. Активное развитие различных типов транспорта, работающих на ископаемом топливе, ведет к увеличению концентрации парниковых газов в атмосфере и вызывает парниковый эффект. Опасения по поводу роста выбросов парниковых газов и изменения климата подняли вопрос декарбонизации. На 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата была признана необходимость быстрого и устойчивого сокращения выбросов парниковых газов в соответствии с траекторией снижения температуры на 1,5 °C. Также указаны меры национального уровня, в том числе активизация усилий стран по поэтапному отказу от использования угольной энергетики и созданию энергетических систем с нулевым уровнем выбросов путем внедрения топлива с нулевым или низким содержанием углерода к середине столетия.

Обозначенная климатическая ситуация обусловливает тенденции перехода к ESG-повестке в большинстве отраслей, уделяющей особое внимание вопросам защиты окружающей среды, снижения выбросов в атмосферу.

Авиационный сектор, на который приходится около 12% выбросов углекислого газа всего транспортного сектора, учитывает ESG-вопросы при формировании стратегий развития авиакомпаний путем перехода на устойчивое авиационное топливо.

Применение такого топлива крайне актуально также в связи со сложностью электрификации авиатранспорта. Руководствуясь острой необходимостью сокращения выбросов парниковых газов, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) утвердила резолюцию по достижению нулевого уровня выбросов углекислого газа к 2050 году. Эти преобразования потребуют массового развертывания низкоуглеродных и безуглеродных технологий, инициации масштабного производства экологичного топлива, разработки новых архитектур двигателей и решения проблемы доступности этих мер для развивающихся стран. Данные разработки уже ведутся во множестве государств, включая Россию.

Тем не менее на данный момент доля устойчивого авиационного топлива (SAF) остается крайне низкой (менее 0,1% от всего используемого авиационного топлива). К числу наиболее перспективных видов альтернативного авиационного топлива относятся биотопливо, синтетическое реактивное топливо, сжиженный природный газ, сжиженный водород и электричество (электрификация рассматривается в долгосрочной перспективе). Его улучшенные энергетические характеристики могут способствовать увеличению дальности полета и грузоподъемности, а также снижению расхода топлива, что при равных условиях может повысить доступность авиарейсов и рентабельность авиаперевозок. Это дает основания ожидать трансформации рынка авиационного топлива и значительного увеличения его использования и производства, несмотря на трудоемкость данного процесса.
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК-Тренды». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка