РБК+
22 ноября 2024, 14:00
Как в России строят новые аэропорты, - кейс ГК "Спектрум"
За шесть лет в стране модернизируют инфраструктуру 75 аэропортов. В России наработана глубокая экспертиза и компетенции в строительстве аэровокзалов, - о проблемах и перспективах отрасли в материале РБК Новосибирск
За последние годы в России открылись десятки новых аэровокзалов. В среду, 20 ноября, открыли новый аэровокзальный комплекс "Байкал".
Проект значим для Улан-Удэ - пассажиропоток и востребованность Бурятии, как туристической зоны, растет, и новый аэропорт поможет не только привлечь больше туристов из России. Сейчас из аэропорта "Байкал" выполняются авиарейсы в Монголию, в перспективе - возобновление полетов в Китай, отмечал глава Бурятии Алексей Цыденов.
По итогам девяти месяцев 2024 года аэропорт "Байкал" обслужил 582,7 тыс. пассажиров, с ростом в 4% к прошлому году. Сильнее всего за год вырос пассажиропоток на Иркутск и Красноярск, в число самых популярных направлений вошли Москва и Новосибирск.Инвестиции в создание аэровокзального комплекса "Байкал" составили 3,6 млрд руб. Заказчик и инвестор проекта - холдинг "Новапорт", объект построила Группа компаний "Спектрум". Проект аэровокзального комплекса "Байкал" реализовывался в сложных экономических и климатических условиях.
Работы по строительству нового аэровокзала стартовали в 2022 году. Высота комплекса - 17 м, общая площадь - 6,6 тыс. кв.м., планируемая пропускная способность внутренних рейсов на вылет и прилет - до 700 тыс. пассажиров в год, или 600 пассажиров в час. У нового здания расширили привокзальную площадь и построили объекты вспомогательной инфраструктуры: трансформаторную подстанцию, очистные сооружения и резервуары противопожарного тушения.
"Бурятия уникальна и мировоззрением людей, и климатом, - контраст температуры в течение дня, большое количество солнца и сила ветра, снеговые нагрузки, - рассказывает Александр Мутовкин, директор по строительству ГК "Спектрум". - Новый аэропорт строился, когда действующий продолжал работу, что создавало сложности: нельзя подключить новое здание к сетям и при этом не нарушить коммуникации существующего. При этом мы старались все работы проводить максимально деликатно и в ограниченный период времени".
Проект Улан-Удэ удачно "проскочил" период резкого взлета ключевой ставки: все основные строительные пакеты были законтрактованы до лета 2024 года, строительные и отделочные материалы закупались у российских поставщиков.
"Правильная организация и координация подрядчиков на стройке постигается многолетним опытом и большим количеством времени на настройку индивидуальной работы с каждым подрядчиком. - продолжает Мутовкин. - Важно быть гибкими и подстраиваться под местные устои и правила, однако неизменными остаются наивысшие требования к достижению результата, применение инновационных технологий и строительство людьми и для людей"
Сложности аэропортов
Аэропорт - уникальное и особо опасное сооружение, все должно соответствовать нормативной документации, а детали проектных решений внимательно изучаются Главгосэкспертизой, добавляют в "Спектруме".
"Мы неплохо разбираемся в особенностях строительства аэровокзалов, но каждый из проектов преподносит новые задачи: это или сейсмика, или строительство в условиях вечной мерзлоты, или на скальном основании, это держит наших специалистов в постоянном тонусе", - поясняет управляющий партнер ГК "Спектрум" Владимир Иванов.
Много внимания требуют новации законодательства, есть сложности в обосновании сметных расчетов.
"Сейчас сметы не отражают реальную рыночную стоимость материалов и, в особенности, работ: за последние годы изменились уровни вознаграждения в строительстве, особенно, если есть высокоуровневая отделка, сложности с логистикой, уникальным оборудованием, - продолжает Иванов. - Сметы должны пройти экспертизу, значит, нужно сначала понять предельную стоимость будущего строительства, разработать проект, сделать сметный расчет, итерационный конъюнктурный анализ, предоставить полное обоснование расчета государственным экспертам, и чем выше волатильность, тем эта задача сложнее".
ЕРСМ-подход
В последнее время при строительстве крупных инфраструктурных объектов в России все чаще применяют ЕРСМ-подход. В "Спектруме" его считают прогрессивным и выгодным для инвестора-заказчика.
ЕРСМ - английская аббревиатура Engineering Procurement Construction Management. В такой модели работы заказчик на первом этапе выбирает единого исполнителя, представившего лучшее технологическое, техническое и коммерческое решение, а на втором этапе готового выполнить проектирование по утвержденной технологии и в дальнейшем реализовать строительство в полном объеме. Наличие комплексного исполнителя, партнера снижает объемы рисков, таких, как временные потери инвестора на поиск новых партнеров. Также это минимизирует финансовые потери за счет погруженности в специфику проекта инвестора (проработка наиболее эффективных решений, выбор методов реализации в соответствии с принятой стратегией инвестора и в рамках его ожиданий по качеству), а также риски инвестора за счет делегирования части из них комплексному исполнителю.То, что "Спектрум" начал строить, является результатом долгосрочной стратегии развития компании. В 2019 году "Спектрум" приступил к строительству своего первого проекта - аэровокзального комплекса во Владикавказе, введенным в эксплуатацию в декабре 2022 года. Затем последовали проекты в Улан-Удэ (официально открыт 20 ноября 2024 года) и Мурманске (планируется завершение в 2025 году).
"Комплексный исполнитель должен пользоваться доверием всех участников проекта: инвестора, а также банков, предоставляющих проектное финансирование. Банки в последние годы при открытии кредитной линии уделяют особое внимание профессионализму, устойчивости и репутации технического заказчика и подрядчиков. Такому исполнителю должны доверять субподрядчики и поставщики. - комментирует Владимир Иванов. - Мы заслужили это доверие последовательным многолетним профессиональным подходом к выполнению любых обязанностей в наших проектах. Старались не подводить. Именно это позволяет нам сегодня выступать в роли комплексного исполнителя".
"Наша стратегическая цель - в развитии института строящих инженеров, которые могут реализовывать свои решения на практике и готовы брать на себя ответственность за их принятие. Поэтому нам необходимо не только уметь проектировать, но и обеспечивать реализацию наших идей с требуемым качеством и в рамках запланированного бюджета. Таким образом, трансформация в комплексного инжинирингового партнера инвестора соответствует поставленным задачам" - объясняет Сергей Фролов, директор управления проектами ГК "Спектрум".
"Спектрум" изначально формировался как технический заказчик, проектирование стало частью его деятельности лишь в 2001 году, а консалтинговое направление появилось в 2004 году. Сейчас в группе компаний "Спектрум" девять бизнес-направлений с собственными продуктовыми линейками.
"Мы делаем акцент на междисциплинарности и многофункциональности, поскольку наличие экспертов по проектированию, консультированию и другим направлениям позволяет эффективнее выполнять задачи технического заказчика. Эти направления дополняют друг друга" - комментирует Фролов.
Инвестором аэровокзала в Улан-Удэ является "Новапорт-Холдинг", для которого "Спектрум" работает много лет. "То, что "Новапорт" доверил нам строительство уже второго аэропорта, говорит о том, что мы, создаем для него ту ценность, которая необходима, - отмечает Владимир Иванов. - Уверен, что залог и основное правило успеха - включенность команды инвестора в принятие решений, и в нашем сотрудничестве это всегда присутствует"
Еще одно важное направление работы - взаимодействие с властями региона. То, что аэропорт был построен точно в срок, стало возможным в том числе благодаря вниманию и постоянной поддержке, открытости в обсуждении ключевых вопросов строительства со стороны власти региона и города, помощи во всех согласованиях, уверены в ГК "Спектрум".
Ценные люди
Кадровый голод в строительной отрасли становится все более ощутимой проблемой. С каждым годом растет спрос на квалифицированные кадры, особенно на инженеров, архитекторов и представителей рабочих специальностей.
"Испытываем ли мы проблемы с формированием наших команд, поиском профессиональных исполнителей? Конечно, испытываем, - делится Владимир Иванов. - Но справляемся чуть лучше, чем многие компании в отрасли. Мы серьезно работаем с людьми: в компании создан корпоративный университет, мы обучаем вновь пришедших коллег, передаем им знания, вовлекаем в принятие решения. Корпоративная информационная система позволяет командам на удаленных площадках круглосуточно чувствовать себя в контакте с "большой землей". Да, мы осознанно работаем над тем, чтобы люди приходили к нам работать надолго".
Благодаря такой выбранной стратегии "Спектрум" является работодателем с хорошей репутацией на рынке В построении команды всегда есть несколько составляющих, рассказывают в компании. Первая часть - летучий отряд, который передислоцируется из региона в регион по мере завершения предыдущих проектов. "Спектрум" поработал за свою историю в 85 городах и регионах России.
"Всегда после завершения проекта есть сильные ребята, которые хотят продолжить работать с компанией, а мы - с ними, - говорит Сергей Фролов, директор управления проектами ГК "Спектрум". - Поэтому при появлении нового проекта мы знаем, кому можно доверить новую задачу". Часть команды всегда приезжает на площадку из центрального офиса или из других регионов, а остальную часть команды формируют на месте, ищут сильных людей, компания помгает им освоить правила, технологии.
"Еще одно условие успеха строительства - сильные субподрядчики, которые с тобой сыграны, знают твои требования, - продолжает Фролов. - Опыт дает представление, что, например, на месте можно найти бригады бетонщиков, а для работы по фасадам лучше привлечь специализированного подрядчика с федеральным уровнем экспертизы. Многое зависит от региона, от того, были ли в последнее время здесь проекты высокого уровня отделки, со сложной архитектурой или конструктивом. Если нет - привозим бригады из других регионов или формируем собственную часть команды, это тоже возможно. Ну и всегда есть элемент управления именно реальной ситуацией, и все это вместе позволяет нам удерживать сроки и бюджет проекта в заданных рамках".
Аэропорт как драйвер развития
"Аэропорты становятся экономическим драйвером развития регионов", - уверен Владимир Иванов. В регионах формируются и растут туристические и транзитные потоки, появляются стимулы для развития прилегающих территорий и новых производств, предприятий, развития предпринимательства.
"В целом мы видим, что за развитием инфраструктуры логично идет развитие турпотока: тот пассажиропоток, который предусматривался в планах при проектировании, сегодня уже превышен на реализованных проектах", - резюмирует Сергей Фролов.
Группа компаний "Спектрум" - ведущая российская многопрофильная инжиниринговая компания, лидер в области цифрового проектирования и строительства. С 2016 года - один из BIM-лидеров России по версии Autodesk. ГК "Спектрум" обладает значительной экспертизой в проектировании и строительстве аэропортов. Компания - генпроектировщик, техзаказчик и генподрядчик проекта реконструкции многих аэропортов России, например, Толмачево в Новосибирске, аэропорты Кемерово, Нового Уренгоя, Ижевска, Красноярска, Тюмени, Минеральных вод, Геленджика, Владикавказа и др.
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК+». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов