Российская газета
24 декабря 2024, 14:50
Как выживали экипаж и пассажир разбившегося на Камчатке самолета
Летели два Палыча
На борту три человека: 68-летний капитан Андрей Гордеев, 71-летний второй пилот Николай Щеголев и и.о. генерального директора "Фаеравиа" Андрей Митасов, 25 лет.
"Самолет перевозил коммерческий груз - запасные части для нужд золотодобывающей компании "Аметистовое". Его вес - 1262 килограмма, - сообщил "РГ" и.о. Камчатского транспортного прокурора Роман Колошук. - Коммерческие рейсы на Камчатке летают часто, однако подобный авиаинцидент в этом году - первый".
…В то утро 19 декабря ничто не предвещало экстрима. Два опытных пилота, давно работающих в авиации, надежный самолет, привычный маршрут. Но это Камчатка, где погода меняется стремительно, поэтому перед стартом тщательно проверяют метеосводку. Все диспетчеры подтверждают - погода устойчивая, можно выдвигаться.
- Уточнил, будут опасные метеоявления? Говорят - нет. Только сдвиг ветра на аэродромах, но это не проблема. Загрузились в свой старенький Ан и поднялись. Сначала шли на шестистах метров, но ближе к Майскому стали набирать высоту. Там недалеко гора Кунхилок - это одна из контрольных точек, ее надо обойти восточнее, а для этого подняться на 2 тысячи метров. Примерно на 1450 метрах мы вошли в дымку, видимость ухудшилась, но земля просматривалась, - вспоминает капитан Андрей Гордеев.
Опытные пилоты точно знали: если просматривается земля, дымка не страшна. Но вдруг буквально на глазах самолет стало сковывать льдом, прозрачная корка появлялась на фонаре, на лобовых стеклах, лентах. Борт начинал тяжелеть.
- Ориентировочно через 2,5 часа после вылета мы попали в это облако, от которого началось обледенение. Капитан принял решение развернуть самолет, чтобы вернуться в Мильково, но уже становилось понятно, что мы не успеем это сделать. Надо было спускаться. Экипаж опытный, у них тысячи часов налета, поэтому я понимал, что они готовы, в принципе, ко всему, - делится Андрей Митасов.
Главное было отвернуть от горы, чтобы не врезаться в нее на скорости. Между тем техника отказала, данные выдавала некорректные: на приборах - нули.
- Поняли - дело серьезное. Надо либо на Мильково, либо на военный аэродром в Ключи запрашивать разрешение. Но и понять высоту не можем, вижу - десять метров, потянули штурвал на себя и - удар, - у капитана перехватило горло от воспоминаний.
От моментальной гибели спас глубокий снег. Удар чувствительный, но, страшно представить, что было, если бы не сугробы. Колеса провалились, дернуло винт, и самолет перевернуло хвостом вперед. Пробороздили несколько метров и остановились. По кабине и салону разлетелся груз, придавив людей.
- Я лежу вверх ногами, кричу: "Все живы? Андрей, ты как?" - "Нормально, - говорит, - но прижало". "Палыч?" Мы же оба Палычи. Он бодро так отвечает, что все в порядке, надо выбираться, потому что на него керосин капает. Ну, это нам сил придало, а то я все не мог форточку открыть. А топливо, когда капает, очень бодрит, - спустя двое суток после спасения Андрей Павлович уже может шутить об этом.
Сняв верхнюю одежду, выбирались в форточку, - она наполовину оказалась завалена снегом. Сразу провалились по пояс.
- Палыч от адреналина даже не заметил сначала, что у него жуткая рана на голове. Я пробирался по снегу в шоке. Идешь, как в потустороннем мире или в страшном сне, когда не можешь двинуться с места, - вспоминает капитан.
Палычи признаются: так страшно не было ни разу. Видимость метров на пять вокруг, снег, самолет перевернут. Ветер, метель. Когда их смогут отыскать - неясно.
Обошлось без медведей
Трое суток экипаж искали с земли и с воздуха. Больше с земли - низкая облачность, сильный снег, мощный ветер и надвигавшийся тихоокеанский циклон не давали поисковым вертолетам шанса.
Лента в соцсети министра по чрезвычайным ситуациям Камчатского края Сергея Лебедева напоминала хронику военных действий. Только воевать спасателям пришлось с самым суровым противником - природой, которая может быть беспощадна.
"Командир сказал, что погодные условия не позволяют возобновить поиски, только завтра. Погоды нет. Наземная группа движется по реке Еловка по пеленгу предполагаемого места пропажи самолета. Идут на снегоходах, но по пути большое количество ручьев и рек. Пока результата нет", - это запись за 21 декабря.
- Была оттепель, в связи с чем было много свежего снега. Днем была плюсовая температура, вскрылись речки. Берега рек заросшие, к ним ни подъехать. И мы не смогли проехать в сторону предполагаемого места крушения самолета. Сделали три попытки, пытаясь подъехать с разных сторон, но ни одна из них не увенчалась успехом. По прямой было 40 километров. Мы в день наматывали от 50 до 80 километров туда-обратно, но смогли продвинуться по направлению к месту предполагаемого падения только на 10 километров. Там очень сложный рельеф, и мы все время искали возможные подъезды, - рассказал спасатель 1-го класса поисково-спасательного подразделения ПСО ГУ МЧС России по Камчатскому краю Сергей Дружинин.
- Одна из крупных рек - Еловка - вскрылась прямо на наших глазах. В ту сторону проскочили, а обратно наледь пошла! - добавил Игорь Сестеров, начальник поисково-спасательного подразделения ПСО КГКУ "ЦОД". - Продвижение снегоходной техники было затруднено. На земле - слоеный пирог: неделей ранее был сильный мороз и выпал снег, снизу образовалась подложка из снежной крупы, а сверху тяжелый мокрый снег. Снегоходы срезали гусеницами верхний слой и тонули в этом "сахаре".
Ночевать спасателям пришлось на базе, чтобы на рассвете снова выдвинуться в путь.
- Только представьте, как они рисковали, поднимая борт раз за разом в условиях плохой видимости - по сути, в "молоке". Но они понимали, что времени нет, надо искать людей, пока у них еще есть шанс выжить. Здесь минус десять и ветер, как ваши хабаровские минус сорок, - поделилась специальный корреспондент "ГТРК-Камчатка" Александра Острикова.
Единственный плюс от таких погодных условий - медведи, еще не завалившиеся в спячку, в сильный ветер не бродили по той местности. Иначе потерпевшим крушение пришлось бы еще спасаться и от хищников.
Подкопченные и живые
А спасаться нужно было прежде всего от холода. Днем, по словам пилотов, было примерно минус 10. Ночью, по ощущениям, холодало до 25°.
Из салона достали все вещи, чтобы прятаться хотя бы от ветра. Но тепла внутри самолета нет - обледеневшая железяка на морозе только студила, изнутри быстро покрылась изморозью.
- Спутникового телефона у нас не было. Так как упали на спину, все антенны для передачи сигналов пришли в негодность. Отказали приборы, поэтому мы достали аварийный радиомаяк авиационный и подали сигнал. Вот он, - Андрей Митасов показывает слегка подкопченный прибор, который они сейчас называют везунчиком.
Пилоты отключили питание машины, второму Палычу оказали первую помощь, перевязав рану, и подсчитали имеющиеся продукты. То, что их не найдут быстро, поняли сразу. Из припасов - полтора литра воды, буханка хлеба, немного колбаски и сыра, то, что взяли с собой в полет перекусить между аэропортами. Разделили так, чтобы хватило на пять дней. Порции получились мизерные, но другого варианта не было.
- Тут главное жевать подольше, чтобы желудок обмануть, - смеется пилот. - Мы топили снег и пили его. Наверное, это было самое вкусное за всю жизнь.
Как сказал Митасов позже, армия научила их выживать. Первую ночь спали в фюзеляже, согреваясь "феном" - тепловой пушкой, которую нашли в самолете. Протянула она до утра, посадив три аккумулятора, пришлось искать другой способ согреться. Хуже всего приходилось молодому Андрею - он был одет по моде в кроссовки и тонкие брюки.
- Ложились втроем, Андрея посерединке, чтобы хоть как-то его греть, а то его аж трясло от холода. Сверху брезентовым одеялом. Выкопали потом "ярангу" у самолета, коробками стенки сделали и маленький вход. Там стало теплее, но страшновато, когда понимаешь, что над тобой тонна снега. Грелись, сжигая в ведре топливо и деревянную обрешетку груза. Опасно, но варианта у нас было два: согреться или сгореть. По ночам слышно было, как завывает ветер и сходят лавины. Жутко, конечно, - признается капитан.
Слышали и вертолеты, которые искали их. Но не видели, хотя понимали, что кружат где-то близко. Поэтому организовали дежурство: следили за вертолетами в небе.
Через три дня звук от лопастей стал будто громче. Андрей и Палычи тогда плавили снег на завтрак, сидя в кабинете. Андрей выскочил и стал вглядываться в небо, пока не увидел маленькую оранжевую точку. Забрался на крыло, кричал и махал шапкой, чтобы заметили.
- Когда поняли, что вертолет пошел на нас, испытали такое счастье, что словами не передать. Хочется выразить огромную благодарность всем, кто нас спасал. Понимаем, какие гигантские средства были затрачены, Камчатскому краю должны будем до конца жизни! Мы же сами из Тюмени, - говорит Андрей Гордеев. И добавляет: - Еще бы день-два, и вряд ли удалось бы найти нас живыми…
Живыми и изрядно подкопченными нашли их летчики "Росавиации" - пилоты Ми-8 Максим Лозебный и Андрей Шнырев, идя по сигналу радиомаяка в короткий погодный просвет, заметили ярко-желтую "аннушку" с номером RA 33555, печально смотрящую в небо колесами.
Второй день рождения
- Чудо, конечно, что они не столкнулись с сопками и упали на ровную площадку. Местность там горно-лесистая, шансы были очень малы. Переживали, следили за тем, как идет спасательная операция. Потом встречали их в аэропорту, удивило, но порадовало, что для выживавших три дня в снегу людей они держались очень бодро, - поделился с "РГ" глава Мильковского муниципального округа Николай Сепко.
По словам Андрея Митасова, он испытал радость до слез, когда их нашли: "Молитвы нам помогли и аварийный радиомаяк… Пока мы не сели в вертолет, не верили, что нас нашли. Мы отмечаем второй день рождения".
Пилотов и пассажира доставили в Мильковскую больницу, оттуда, оказав помощь, отправили в окружную больницу.
"Касательно травм - у одного пациента открытая черепно-мозговая травма, скальпированная рана головы, второй пациент - ссадины на лице, третий - ушиб грудной клетки", - сообщил министр здравоохранения Камчатского края Александр Гашков.
По словам Романа Колошука, причины жесткой посадки пока устанавливаются, и говорить о том, что она действительно произошла из-за обледенения, преждевременно.
"В понедельник в регион прибыли представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В среду, если позволят погодные условия, будет организован выезд сотрудников МАК на место инцидента, проведен осмотр груза и самолета в целом, - сообщил "РГ" и.о. Камчатского транспортного прокурора. - Сейчас комиссия работает с членами экипажа, опрашивает их. Только по результатам комплексного расследования мы сможем делать какие-либо выводы.
Представители следствия находятся в Мильково: там проживают члены экипажа и базируется самолет. Как пояснили в транспортной прокуратуре, самолет Ан-2 принадлежал физическому лицу, его эксплуатант - ООО "Фаеравиа".
Перед полетом была подана заявка и зарегистрирован план полета. "Камчатаэронавигация", занимающаяся регулированием воздушного движения, знала о вылете самолета по маршруту Мильково - Оссора - Аметистовое.
Сам Ан-2 изготовлен в 1988 году. Документы по летной годности выданы Центральным МТУ Росавиации. Срок годности сертификата - до апреля 2025 года.
Глава Камчатского края Владимир Солодов поручил региональному минЧС внести предложения по награждению спасателей, которые участвовали в поиске самолета Ан-2, а минтрансу - провести дополнительные проверки авиакомпаний на Камчатке для обеспечения безопасности полетов.
Кстати
Еще одна история чудесного спасения произошла у берегов Камчатки в середине октября.
Напомним, 4 августа житель Улан-Удэ Михаил Пичугин вместе со своим братом Сергеем и его 15-летним сыном Ильей на надувной лодке-катамаране ушли на Шантарские острова, что в Охотском море. После захода на материк трое путешественников направились в сахалинский порт Москальво - исходную точку морского путешествия братьев Пичугиных. Но на север Сахалина не пришли - пропали в Охотском море.
Их искали на суше. На море. И с воздуха. Тщетно. Поиски возобновляли, а потом опять прекращали. Судьба лодки-катамарана и троих туристов была неизвестна. И только спустя 67 суток - 14 октября - экипаж рыболовецкого сейнера "Ангел" у западного побережья Камчатки увидел лодку-катамаран, в которой находился истощенный Михаил Пичугин с двумя погибшими родственниками.
Спасенный прошел курс лечения в Магаданской областной больнице. Его выписали в удовлетворительном состоянии. Он вернулся домой в Улан-Удэ.
Между тем продолжается расследование уголовного дела по статье УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц", возбужденное по факту ЧП с лодкой-катамараном.
В Восточном межрегиональном Следственном управлении на транспорте СК РФ "РГ" сообщили, что следствие продолжается. Пичугин был допрошен как свидетель. Его статус с тех пор не изменился.
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали