О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Капитан, улыбнитесь: как работает маевская система умного контроля состояния пилота

Современные самолеты буквально напичканы электроникой и способны не только следовать по маршруту в автоматическом режиме, но и самостоятельно приземляться. Однако человеческий фактор никто не отменял, и неадекватные действия пилота способны привести к катастрофе даже самую технически надежную авиационную систему. Самым громким примером за последние годы стала катастрофа Airbus А320-211 под Динь-ле-Беном (2015), унесшая 150 человеческих жизней. Тогда второй пилот пассажирского авиалайнера, воспользовавшись кратковременным отсутствием командира экипажа, заблокировал кабину и направил самолет на снижение в Альпах.

Благодаря развитию IT-технологий стала возможна разработка средств предупреждения таких ситуаций. Одно из них - систему объективного контроля состояния пилотов самолета - создают в Московском авиационном институте.

Разработка представляет собой систему камер и датчиков, которые отслеживают направление взгляда, положение тела пилота в пространстве, помогают анализировать переговоры и многое другое, что в совокупности позволяет определять адекватность действий человека.

Дело в том, что работа пилота самолета строго регламентирована: в каждый момент времени он должен совершать определенные действия и при этом проверять конкретные параметры по приборам. Исходя из этого, можно просчитать, в какую сторону в тот или иной период должен посмотреть пилот. А по времени фиксации взгляда на приборе можно понять, насколько внимательно он следит за обстановкой. Все это в совокупности позволяет судить, насколько корректно он выполняет свои задачи и насколько сосредоточен на них.

- Создание такой системы потребовало от нас тщательного изучения не только алгоритма действий пилотов во время полета, но и особенностей физиологии человека. Например, известно, что область ясного видения у человека составляет всего 1,5-3°, область нормального видения - уже 12-15°, область периферийного зрения - 35°  и больше. Во всех этих областях человек воспринимает цветосветовую информацию с разным качеством. Например, белый цвет мы видим во всем диапазоне углов зрения, синий - до 70°, красный - до 50°, а зеленый - до 30°. Все эти особенности учитываются при оценке деятельности пилота, - рассказывает разработчик системы, ведущий инженер Центра "Авионика" МАИ Глеб Боярский.

Если система зафиксировала неадекватное поведение пилота, в самолете срабатывает режим fail-safe. В этом случае по резервным, безопасным каналам управления и навигации включается функция возвращения на землю либо "вставания в круг" - это выход на безопасный режим полета, когда самолет не угрожает другим воздушным судам и объектам на земле.

На данный момент система настроена на работу с двумя членами экипажа. Важно отметить, что она построена на принципах неинвазивности, чтобы не допустить увеличения стресса у пилотов во время полета.

- Хотя мы разрабатывали свою систему объективного контроля в рамках проекта по созданию пассажирского самолета с одним пилотом, она имеет огромный потенциал для применения в самых разных сферах. Например, ее можно установить на грузовиках дальнобойщиков, потому что, хотя водителей двое, часто бывают ситуации, когда один из них отдыхает, а второй остается в кабине. Часть нашей технологии уже реализуется в проектах систем объективного контроля водителей автотранспорта. Мы готовы расширять спектр применения при заинтересованности со стороны заказчиков, - отмечает разработчик.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка