МАИ
5 декабря 2024, 13:18
Капитан, улыбнитесь: как работает маевская система умного контроля состояния пилота
Благодаря развитию IT-технологий стала возможна разработка средств предупреждения таких ситуаций. Одно из них - систему объективного контроля состояния пилотов самолета - создают в Московском авиационном институте.
Разработка представляет собой систему камер и датчиков, которые отслеживают направление взгляда, положение тела пилота в пространстве, помогают анализировать переговоры и многое другое, что в совокупности позволяет определять адекватность действий человека.
Дело в том, что работа пилота самолета строго регламентирована: в каждый момент времени он должен совершать определенные действия и при этом проверять конкретные параметры по приборам. Исходя из этого, можно просчитать, в какую сторону в тот или иной период должен посмотреть пилот. А по времени фиксации взгляда на приборе можно понять, насколько внимательно он следит за обстановкой. Все это в совокупности позволяет судить, насколько корректно он выполняет свои задачи и насколько сосредоточен на них.
- Создание такой системы потребовало от нас тщательного изучения не только алгоритма действий пилотов во время полета, но и особенностей физиологии человека. Например, известно, что область ясного видения у человека составляет всего 1,5-3°, область нормального видения - уже 12-15°, область периферийного зрения - 35° и больше. Во всех этих областях человек воспринимает цветосветовую информацию с разным качеством. Например, белый цвет мы видим во всем диапазоне углов зрения, синий - до 70°, красный - до 50°, а зеленый - до 30°. Все эти особенности учитываются при оценке деятельности пилота, - рассказывает разработчик системы, ведущий инженер Центра "Авионика" МАИ Глеб Боярский.
Если система зафиксировала неадекватное поведение пилота, в самолете срабатывает режим fail-safe. В этом случае по резервным, безопасным каналам управления и навигации включается функция возвращения на землю либо "вставания в круг" - это выход на безопасный режим полета, когда самолет не угрожает другим воздушным судам и объектам на земле.
На данный момент система настроена на работу с двумя членами экипажа. Важно отметить, что она построена на принципах неинвазивности, чтобы не допустить увеличения стресса у пилотов во время полета.
- Хотя мы разрабатывали свою систему объективного контроля в рамках проекта по созданию пассажирского самолета с одним пилотом, она имеет огромный потенциал для применения в самых разных сферах. Например, ее можно установить на грузовиках дальнобойщиков, потому что, хотя водителей двое, часто бывают ситуации, когда один из них отдыхает, а второй остается в кабине. Часть нашей технологии уже реализуется в проектах систем объективного контроля водителей автотранспорта. Мы готовы расширять спектр применения при заинтересованности со стороны заказчиков, - отмечает разработчик.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали