Госкорпорация Ростех
18 июля 2024, 17:56
КнААЗ: 90 лет в авиастроении
Авиазавод является практически ровесником самого Комсомольска-на-Амуре. Развитие промышленности в регионе в 1920-30-е годы было обусловлено тревожной обстановкой на дальневосточных рубежах страны. Весной 1932 года в районе села Пермское на берегу Амура высадилась первая партия комсомольцев - строителей будущего города. Через два года к ним присоединился шеститысячный отряд красноармейцев особого строительного корпуса. В экстремальных условиях, превозмогая морозы, болезни и нехватку технических средств, в короткие сроки первопроходцы возвели здесь заводы-гиганты, и вырос город, ставший крупнейшим промышленным центром Дальнего Востока.
Авиационный завод № 126 был заложен 18 июля 1934 года, и эта дата считается днем рождения предприятия.
Первый самолет Р-6 конструкции А.Н. Туполева был построен к 1 мая 1936 года, раньше, чем была готова заводская взлетно-посадочная полоса. Поэтому для проведения испытаний самолет оснастили поплавками, что позволило взлетать и садиться на водную поверхность реки Амур.
На Р-6 впервые в 1937 году летчики пролетели над Северным полюсом, а в 1939 году выполнили сверхдальний перелет на 9222 км из Москвы в Охотское море. В военной авиации этот самолет применялся для тренировок перед переходом на более скоростные модели. Первенец завода широко использовался в начале Великой Отечественной войны для разведки, связи, снабжения и других задач. Сегодня об этих временах напоминает памятник Р-6, установленный на территории КнААЗа.
Следующей вехой в истории предприятия стал дальний бомбардировщик ДБ-3 и его модификация ДБ-3Ф, известная как Ил-4. Во время Великой Отечественной войны в городе на Амуре было выпущено 2757 таких самолетов, что составило почти половину от общего числа произведенных в стране.
С 1946 по 1949 годы завод производил Ли-2, самый массовый гражданский самолет 1940-х годов, также выпускавшийся в транспортной версии.
Экспортный дебют завода ознаменовался производством реактивных истребителей МиГ-15, МиГ-17 и его модификаций. Это были одни из самых массовых реактивных самолетов в истории авиации.
В 1956 году началось многолетнее сотрудничество завода с авиационным ОКБ Павла Осиповича Сухого. Благодаря совместной работе появились на свет первый сверхзвуковой истребитель Су-7, истребитель-бомбардировщик Су-17, истребитель 4-го поколения Су-27 и их модификации, которые составили основу продукции предприятия.
В 1990-е годы завод начал развивать гражданское направление. Первые разработки в рамках диверсификации − 30-местный региональный самолет Су-80ГП и легкий самолет-амфибия Бе-103.
В 2003 году предприятие присоединилось к программе создания нового регионального авиалайнера Superjet-100 - первого крупносерийного пассажирского самолета, разработанного после распада СССР. В рамках программы завод производил основные отсеки фюзеляжа, крыло и пилоны двигателей. Для серийного выпуска новых типов самолетов была проведена модернизация производства, внедрены цифровые технологии.
19 мая 2008 года SSJ-100 совершил первый полет с заводского аэродрома. Сегодня КнААЗ также участвует в создании новой импортозамещенной версии регионального лайнера SJ-100, а с 2023 года − в кооперации по выпуску новейшего российского лайнера МС-21, изготавливая для него панели и обшивки носовой части фюзеляжа.
С 2022 года КнААЗ имени Ю.А. Гагарина является филиалом Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха. Сегодня комсомольский завод − одно из передовых предприятий в контуре ОАК. Здесь осуществляют полный цикл производства многоцелевых сверхманевренных истребителей поколения "4++" Су-35С и многофункциональных комплексов фронтовой авиации пятого поколения Су-57. Благодаря этим заказам дальневосточное предприятие Ростеха обеспечено загрузкой на несколько лет вперед. Кроме того, ведется работа над новым проектом легкого тактического самолета Т-75. Всего же за 90 лет на заводе было выпущено около 13 тысяч военных и гражданских самолетов.
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Октябрь 30, 2024
Аэрофлот публикует финансовые результаты за 9 месяцев и 3 квартал 2024 года по РСБУ
Октябрь 30, 2024
"Тихие Крылья" выполняют контракт в суровых условиях Дальнего Востока
Октябрь 30, 2024
Новые рационы питания для "Белавиа" представили в Национальном аэропорту Минск