Госкорпорация Ростех
9 декабря 2024, 08:00
Крылатая история: 85 лет ОКБ им. Микояна
За время своего существования конструкторское бюро разработало более 500 проектов, модификаций и модернизаций летательных аппаратов
Коллектив ОКБ всегда решал сложные и ответственные задачи, создавая для страны не только первоклассные фронтовые истребители и перехватчики, но и крылатые ракеты, авиационные учебно-тренировочные комплексы, глубокие разработки многоразовой космической системы и даже орбитальные объекты. И сегодня предприятие производит боевые машины, которые применяются в реальных боевых действиях и успешно конкурируют на мировой арене.
История ОКБ началась 8 декабря 1939 года, когда на заводе № 1 имени Авиахима был создан Особый конструкторский отдел. Его возглавил Артем Иванович Микоян, а заместителем стал Михаил Иосифович Гуревич. Первая задача подразделения была амбициозной: создание в сжатые сроки скоростного истребителя И-200, который позднее получил название МиГ-1. Первый полет И-200 совершил 5 апреля 1940 года.
В октябре 1940 года в небо поднялся улучшенный МиГ-3 с увеличенной дальностью полета. Этот самолет стал самым массовым истребителем нового типа в начале Великой Отечественной войны, он успешно защищал небо Москвы и других городов. Именно на МиГ-3 знаменитый летчик-ас Александр Покрышкин одержал свою первую воздушную победу.
В годы войны коллектив ОКБ проявил изобретательские таланты, разрабатывая экспериментальные самолеты, достигавшие высоты полета 14,1 км и скорости свыше 700 км/ч. Таким образом был фактически продемонстрирован предел возможностей поршневой техники. В 1945 году в ОКБ проводились испытания экспериментального самолета "Утка" со стреловидным крылом, которое позже станет одним из стандартов реактивной авиации.
Первый полет истребителя МиГ-9 в 1946 году ознаменовал начало реактивной эры в отечественной авиации. Самолет сочетал в себе передовые технические решения, два турбореактивных двигателя и мощное вооружение, превосходя по характеристикам поршневые истребители того времени. Кроме этого, МиГ-9 по максимальной скорости и времени набора высоты превосходил разработки других авиационных КБ. Самолет стоял на вооружении ВВС СССР и КНР.
Следующие машины ОКБ, реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17, закрепили за Советским Союзом лидерство в мировом авиастроении. МиГ-15, в котором было внедрено множество интересных и новаторских решений, стал самым массовым реактивным самолетом в истории. Его суммарный выпуск с учетом лицензионного производства за рубежом составил 17 123 машины. В Корейскую войну он доказал свою эффективность в воздушных боях против западных аналогов.
МиГ-17Ф по своим характеристикам считается лучшим дозвуковым истребителем мира. Благодаря продвинутым бортовым РЛС модификации МиГ-17П и МиГ-17ПФ стали первыми массовыми всепогодными истребителями-перехватчиками в авиации ПВО. МиГ-17 и его модификации были выпущены в количестве 11 106 единиц и стояли на вооружении более 40 стран.
Особое место в истории занимает МиГ-21 - легендарный истребитель, известный своей универсальностью и массовым производством. С момента первого полета в 1956 году на его базе было создано более 20 модификаций. МиГ-21 занимает второе место по массовости в мире среди реактивных самолетов - всего выпущено около 13 800 экземпляров, часть которых до сих пор состоит на вооружении в ряде стран. Концепция массового легкого истребителя с высокими характеристиками и низкой себестоимостью, предложенная А.И. Микояном, оказалась востребованной в мировом авиастроении.
Еще одним из ярких достижений ОКБ стал МиГ-25 - уникальный самолет, способный развивать скорость до 3000 км/ч и подниматься на высоты свыше 37 км. Эта машина, сконструированная с использованием нержавеющей стали и жаропрочных титановых и дюралюминиевых сплавов, смогла преодолеть тепловой барьер. На МиГ-25 было установлено 39 мировых рекордов, включая абсолютный рекорд высоты полета (37 650 м), который остается непревзойденным по сей день.
В 1960-е годы ОКБ Микояна подключается к космической теме, участвуя в программе "Спираль" по разработке экспериментального пилотируемого орбитального самолета. Результаты экспериментов и испытаний легли в основу легендарного многоразового космического корабля "Буран".
В 1970-е годы ОКБ Микояна представило миру первый истребитель-перехватчик с фазированной антенной решеткой - МиГ-31. Этот самолет, относящийся к четвертому поколению, задал новые стандарты истребительной авиации. Современные модификации МиГ-31 остаются важной частью ВКС России. Именно эта машина стала первым носителем гиперзвуковых ракет "Кинжал", аналогов которым в мире не существует.
Следующим представителем четвертого поколения стал МиГ-29, принятый на вооружение в 1987 году. Его отличительной чертой стала интегральная аэродинамическая компоновка, в которой значительная часть подъемной силы (до 40%) создается фюзеляжем. Это в совокупности с высокой тяговооруженностью обеспечивает не только полет с большими углами атаки, но и выполнение такой фигуры высшего пилотажа, как "колокол", ранее недоступной реактивным истребителям. Впервые все бортовые системы самолета были объединены в единый комплекс, управляемый компьютером. Корабельный МиГ-29К в 1989 году впервые взлетел с палубы авианосца, оборудованной трамплином.
На основе МиГ-29 был создан многофункциональный авиационный комплекс МиГ-35, который сочетает в себе новейшие технологии, низкую радиолокационную заметность и возможность работы в условиях плотного действия ПВО. По своим характеристикам самолет максимально приближен к пятому поколению истребителей.
За 85 лет своего существования ОКБ Микояна разработало более 500 проектов, модификаций и модернизаций летательных аппаратов разного назначения. Самолеты марки "МиГ" установили 110 мировых рекордов, из которых 49 до сих пор остаются непревзойденными. Суммарный выпуск самолетов превысил 60 тысяч единиц, и они остаются востребованными по всему миру. Сегодня ОКБ Микояна является одним из немногих разработчиков, осуществляющих полный жизненный цикл авиатехники: от конструкторских работ и производства до послепродажного обслуживания.
Слова Артема Ивановича Микояна, основателя ОКБ, остаются актуальными и сегодня: "Летчик должен чувствовать машину, как самого себя. И если это так, тогда конструкторы и люди, ее создавшие, испытывают настоящее удовлетворение, подлинную творческую радость". Эти слова вдохновляют новые поколения авиастроителей, продолжающих славные традиции заслуженного ОКБ.
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали